Принят
резолюцией 428 (V)
Генеальной Ассамблеи от 14 декабря 1950 года.
1.
Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по делам беженцев, действуя
под руководством Генеральной Ассамблеи, принимает на себя обязанности по
предоставлению международной защиты, под эгидой Организации Объединенных
Наций, тем беженцам, которые подпадают под действие настоящего устава,
и по изысканию окончательного разрешения проблемы беженцев путем оказания
содействия правительствам и, с согласия соответствующих правительств, частным
организациям для облегчения добровольной репатриации указанных беженцев
или их ассимиляции в новых странах.
При
выполнении своих обязанностей и, в особенности, при возникновении затруднений,
например, в случае каких-либо разногласий по вопросу о международном статусе
этих лиц, Верховный комиссара запрашивает заключение Консультативного комитета
по делам беженцев, если таковой будет создан.
2.
Деятельность Верховного комиссара совершенно аполитична по своему характеру;
она носит гуманитарный и социальный характер и касается, как общее правило,
лишь отдельных групп и категорий беженцев.
3.
Верховный комиссар следует руководящим директивам, которые даются ему Генеральной
Ассамблеей или Экономическим и Социальным Советом.
4.
По ознакомлении с мнением Верховного комиссара по этому вопросу, Экономический
и Социальный Совет может вынести постановление об учреждении Консультативного
комитета по делам беженцев в составе представителей государств-членов Организации
и государств, не состоящих членами Организации Объединенных Наций, которые
избираются Экономическим и Социальным Советом на основе проявленного ими
интереса к разрешению проблемы беженцев и преданности этому делу.
5.
Не позднее чем на своей восьмой очередной сессии Генеральная Ассамблея
пересмотрит мероприятия, касающиеся управления Верховного комиссара по
делам беженцев, с тем чтобы решить вопрос о дальнейшем существовании Управления,
после 31 декабря 1953 года.
6.
Компетенция Верховного комиссара распространяется:
А) i)
на всех тех лиц, которые рассматриваются как беженцы в силу Соглашений
от 12 мая 1926 года и 30 июня 1928 года и в силу Конвенций от 28 октября
1933 года и 10 февраля 1938 года, Протокола от 14 сентября 1939 года или
же в силу устава международной организации по делам беженцев;
ii)
на всех тех лиц, которые, в результате событий, происшедших до 1 января
1951 года и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований
по признаку расы, вероисповедания, гражданства или политических убеждений,
находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться
защитой правительства этой страны или не желают пользоваться такой защитой
либо вследствие таких опасений, либо по причинам, не связанным с соображениями
личного удобства; или, не имея определенного гражданства и находясь вне
страны своего прежнего обычного местожительства, не могут или не желают
вернуться в нее вследствие таких опасений либо по причинам, не связанным
с соображениями личного удобства.
Постановления
по вопросу о праве считаться беженцем, вынесенные Международной организацией
по делам беженцев в течение периода ее деятельности, не препятствуют тому,
чтобы статус беженца предоставлялся лицам, которые удовлетворяют условиям
данного пункта;
компетенция
Верховного комиссара не распространяется более на тех лиц, подпадающих
под определение раздела А, которые
а)
добровольно вновь воспользовались защитой страны своей гражданской принадлежности;
или,
b)
лишившись своего гражданства, снова его добровольно приобрели; или
c)
приобрели новое гражданство и пользуются защитой страны совей новой гражданской
принадлежности; или
d)
добровольно вновь обосновались в стране, которую они покинули или вне пределов
которой они пребывали вследствие опасений преследований; или
e)
не могут более ссылаться на причины, не связанные с соображениями личного
удобства, в обоснование своего отказа пользоваться защитой страны своей
гражданской принадлежности, ибо обстоятельства, на основании которых они
были признаны беженцами, более не существуют, причем ссылка на причины
чисто экономического характера недопустима; или,
f)
будучи лицами, не имеющими определенного гражданства, не могут более ссылаться
на какие-либо иные причины, кроме соображений личного удобства, в обоснование
своего неизменного отказа вернуться в страну своего прежнего обычного местожительства,
ибо обстоятельства, на основании которых они были признаны беженцами, более
не существуют, и они могут вернуться в эту страну;
B)
на всех других лиц, которые находятся вне страны своей гражданской принадлежности
или, если они не имеют определенного гражданства, вне страны своего прежнего
обычного местожительства, вследствие испытываемых или испытанных ими вполне
обоснованных опасений преследований по признаку расы, вероисповедания,
гражданства или политических убеждений, или не могут или, по причинам указанных
опасений, не желают пользоваться зашитой правительства страны своей гражданской
принадлежности или, если они не обладают определенным гражданством, возвратиться
в страну своего прежнего обычного местожительства.
7.
При этом компетенция Верховного комиссара, определенная выше, в пункте
6, не распространяется на лиц:
a)
являющихся гражданами нескольких стран, если только они не удовлетворяют
условиям, предусматриваемым в предыдущем пункте в отношении каждой из стран,
гражданами которых они являются; или
b)
за которыми компетентные власти страны, в которой они проживают, признают
права и обязанности, связанные с гражданской принадлежностью этой страны;
или
c)
продолжающих пользоваться защитой или помощью других органов или учреждений
Организации Объединенных Наций; или
d)
в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они совершили
преступление, предусмотренное положениями договоров о выдаче преступников,
или преступление, предусмотренное в статье VI
Лондонского статута Международного военного трибунала или положениями пункта
2 статьи 14 Всеобщей декларации прав человека.
8.
Верховный комиссар обеспечивает защиту беженцев, забота о которых входит
в компетенцию его Управления, путем:
а)
содействия заключению и ратификации международных конвенций о защите беженцев,
наблюдения за выполнением постановлений этих конвенций и предложения необходимых
поправок к ним;
b)
содействия, при помощи специальных соглашений с правительствами, выполнению
любых мероприятий, имеющих своей целью облегчение положения беженцев и
сокращение числа беженцев, нуждающихся в защите;
с)
содействия правительственным и частным усилиям, направленным на поощрение
добровольной репатриации беженцев или их ассимиляции в новых странах;
d)
облегчения допуска беженцев, не исключая тех, которые принадлежат к категориям
наиболее нуждающихся, на территорию различных государств;
e)
стараний получить разрешение для перевода имущества беженцев, особенно
того имущества, которое необходимо для их расселения;
f)
получения от правительств информации относительно числа беженцев на их
территории и положения их, а также законов и постановлений, их касающихся;
g)
поддержания тесного контакта с заинтересованными правительствами и межправительственными
организациями;
h)
установления наиболее целесообразного, по его мнению, контакта с частными
организациями, занимающимися вопросом о беженцах;
i)
облегчения координации усилий частных организаций, занимающихся вопросом
о беженцах.
9.
В пределах предоставленных в его распоряжение средств Верховный комиссар
занимается такими другими видами деятельности, в том числе репатриацией
и расселением, которые могут быть определены Генеральной Ассамблеей.
10.
Верховному комиссару поручается заведование всеми общественными или частными
средствами, получаемыми им для оказания помощи беженцам, и распределение
их между частными и, если потребуется, государственными учреждениями, которые
он считает наиболее квалифицированными для оказания такой помощи.
Верховный
комиссар может отклонять любые предложения, которые он считает неподходящими
или которые не могут быть использованы.
Верховный
комиссар не может обращаться к правительствам с просьбой о предоставлении
средств или выступать с призывами общего характера без предварительного
на то разрешения Генеральной Ассамблеи.
Верховный
комиссар включает в свой годовой доклад отчет о своей работе в этой области.
11.
Верховный комиссар имеет право излагать свою точку зрения в Генеральной
Ассамблее, в Экономическом и Социальном Совете и в их вспомогательных органах.
Верховный
комиссар ежегодно представляет доклад Генеральной Ассамблее через Экономический
и Социальный Совет; его доклад рассматривается как отдельный пункт повестки
для Генеральной Ассамблеи.
12.
Верховный комиссар может обращаться за содействием к различным специализированным
учреждениям.
ГЛАВА
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФИНАНСЫ
13.
Верховный комиссар избирается Генеральной Ассамблеей по представлению Генеральным
Секретарем соответствующей кандидатуры. Условия назначения Верховного комиссара
предлагаются Генеральным Секретарем и утверждаются Генеральной Ассамблеей.
Верховный комиссар избирается сроком на три года, с 1 января 1951 года.
14.
Верховный комиссар назначает на тот же срок Заместителя Верховного комиссара,
который не может быть гражданином того же государства, что и Верховный
комиссар.
15.
а) Персонал Управления Верховного комиссара назначается Верховным комиссаром
в пределах предоставленных ему бюджетом ассигнований и несет перед ним
ответственность за исполнение своих обязанностей.
b)
Указанный персонал назначается из числа лиц, преданных преследуемым Управлением
Верховного комиссара целям.
с)
Условия службы персонала тождественны с теми, которые установлены положениями
о персонале, принятыми Генеральной Ассамблеей, и правилами, изданными на
основании этих положений Генеральным Секретарем.
d)
Может быть также предусмотрено использование персонала, не получающего
вознаграждения.
16.
Верховный комиссар консультируется с правительствами стран постоянного
местожительства беженцев относительно необходимости назначения в этих странах
его представителей. В каждой стране, признающей в том необходимость, может
быть назначен представитель, утверждаемый правительством данной страны.
С соблюдением изложенного выше, одно и то же лицо может являться представителем
в нескольких странах.
17.
Верховный комиссар и Генеральный секретарь принимают надлежащие меры для
установления связи и для консультаций по интересующим их вопросам.
18.
В пределах бюджета Генеральный секретарь предоставляет Верховному комиссару
необходимое обслуживание и оборудование.
19.
Управление Верховного комиссара по делам беженцев находится в Женеве (Швейцария).
20.
Управление Верховного комиссара финансируется из бюджета Организации Объединенных
Наций. Если только в будущем Генеральная Ассамблея не примет иного решения,
никакие расходы – помимо административных расходов, связанных с функционированием
Управления Верховного комиссара, - не должны относиться на счет бюджета
Организации Объединенных Наций, и все другие расходы, связанные с деятельностью
Верховного комиссара, покрываются из добровольных взносов.
21.
Руководство работой Управления Верховного комиссара подчиняется финансовым
положениям Организации Объединенных Наций и финансовым правилам, издаваемым
Генеральным Секретарем на основании этих положений.
22.
Операции, относящиеся к находящимся в распоряжении Верховного комиссара
денежным средствам, подлежат ревизии со стороны Ревизионной комиссии Организации
Объединенных Наций, причем Ревизионная комиссия может принимать проверенные
отчеты от учреждений, которым были предоставлены денежные средства. Верховный
комиссар и Генеральный Секретарь заключают административные соглашения
о хранении и распределении этих средств в соответствии с финансовыми положениями
Организации Объединенных Наций и финансовыми правилами, издаваемыми Генеральным
Секретарем на основании этих положений.