Рекомендованы резолюцией 1989/65
Экономического и Социального Совета ООН
от 24 мая 1989 года.
Предупреждение
1.
Правительства в законодательном порядке устанавливают запрет на все внезаконные,
произвольные и суммарные казни и обеспечивают, чтобы любые такие казни
признавались преступлениями в соответствии с их уголовным законодательством
и чтобы за их совершение предусматривались надлежащие меры наказания, учитывающие
серьезность таких преступлений. Исключительные обстоятельства, в том числе
состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность
или любые другие чрезвычайные ситуации в государствах не могут служить
основанием для таких казней. Такие казни не производятся ни при каких обстоятельствах,
включая, в частности, ситуации, связанные с внутренним вооруженным конфликтом,
чрезмерным или незаконным применением силы государственным должностным
лицом или иным лицом, действующим в официальном качестве, или лицом, действующим
по подстрекательству или при явном или молчаливом согласии такого лица,
и ситуации, когда смерть наступает во время содержания под стражей. Этот
запрет имеет преимущественную силу перед постановлениями, издаваемыми исполнительной
властью.
2.
С целью предупреждения внезаконных, произвольных и суммарных казней правительства
обеспечивают строгий контроль, включая четкую систему контроля над всеми
должностными лицами, в обязанности которых входит задержание, арест, содержание
под стражей и в тюремном заключении, а также над должностными лицами, имеющими
полномочия в соответствии с законом применять силу и огнестрельное оружие.
3.
Правительства запрещают издание вышестоящими должностными лицами или государственными
органами приказов, уполномочивающих или подстрекающих других лиц производить
любые внезаконные, произвольные или суммарные казни. Все должностные лица
имеют право и обязаны не исполнять такие приказы. При подготовке сотрудников
правоохранительных органов вышеизложенным положениям уделяется особое внимание.
4.
Отдельным лицам и группам, которым грозят внезаконные, произвольные или
суммарные казни, в том числе получившим угрозы о расправе, гарантируется
эффективная защита с помощью судебных или иных средств.
5.
Никто не может быть насильно передан или выдан какой-либо стране, когда
есть веские основания считать, что это лицо может стать жертвой внезаконной,
произвольной или суммарной казни в этой стране.
6.
Правительства обеспечивают содержание лиц, лишенных свободы, в официально
признанных местах содержания под стражей и незамедлительное предоставление
их родственникам и адвокатам или другим доверенным лицам точной информации
о их аресте и местонахождении, в том числе о их переводе в другие места.
7.
Квалифицированные инспектора, в том числе медицинские работники, или эквивалентный
независимый орган проводят на регулярной основе инспекции в местах содержания
под стражей и уполномочиваются проводить необъявленные инспекции по своей
собственной инициативе с обеспечением полных гарантий независимости при
выполнении этой функции. Эти инспектора пользуются неограниченным доступом
ко всем лицам, находящимся в таких местах содержания под стражей, а также
ко всем касающимся их документам.
8.
Правительства прилагают все усилия для предотвращения внезаконных, произвольных
и суммарных казней путем осуществления таких мер как дипломатическое вмешательство,
расширение возможностей обращения с жалобами в межправительственные и судебные
органы и публичное осуждение подобной практики. Для расследования сообщений
о любых таких казнях и принятия эффективных мер по пресечению подобной
практики используются межправительственные механизмы. Правительства, в
том числе правительства стран, в которых, как подозревается, имеют место
внезаконные, произвольные и суммарные казни, обеспечивают полное содействие
проведению международных расследований подобной практики.
9.
Производится тщательное, оперативное и беспристрастное расследование всех
подозрительных случаев внезаконных, произвольных и суммарных казней,
включая случаи, когда в жалобах родственников или в других достоверных
сообщениях говорится о наступлении неестественной смерти в вышеуказанных
обстоятельствах. Правительства обеспечивают наличие учреждений и процедур
для проведения таких расследований. Цель расследования заключается в установлении
причины, характера и времени наступления смерти, ответственного лица и
любой системы или практики, которая могла стать причиной смерти. Расследование
предусматривает проведение надлежащего вскрытия трупа, сбор и анализ всех
вещественных и документальных доказательств и показаний свидетелей. Расследование
устанавливает характер смерти: естественная смерть, смерть, наступившая
в результате несчастного случая, самоубийство и убийство.
10.
Орган расследования имеет право затребовать всю необходимую для проведения
расследования информацию. Лица, проводящие расследование, имеют в своем
распоряжении все необходимые бюджетные и технические средства для проведения
эффективного расследования. Они также имеют полномочия обязывать официальных
лиц, предположительно связанных с любыми такими казнями, явиться для дачи
свидетельских показаний. Это относится к любым свидетелям. С этой целью
они уполномочены выдавать повестки для вызова свидетеля, включая официальных
лиц, предположительно связанных с любыми такими казнями, и требовать представления
доказательств.
11.
В случаях, когда установленные процедуры расследования не удовлетворяют
требованиям в силу недостаточной компетентности или пристрастности, в связи
с важностью вопроса и в связи с явным наличием систематических злоупотреблений,
а также в случаях, когда поступают жалобы на эти недостатки от семьи жертвы,
или по другим существенным причинам правительства проводят расследование
с помощью независимой комиссии по расследованию или путем аналогичной процедуры.
Членами такой комиссии избираются лица, известные своей беспристрастностью,
компетентностью и личной независимостью. В частности, они должны быть независимыми
от любой организации, учреждения или лица, которое может быть объектом
расследования. Комиссия имеет право затребовать всю необходимую для проведения
расследования информацию и проводит расследование в соответствии с настоящими
Принципами.
12.
Тело скончавшегося не предается захоронению до проведения надлежащего вскрытия
врачом, который, по возможности, должен быть патологоанатомом судебно-медицинской
экспертизы. Лица, проводящие вскрытие, имеют право доступа ко всем данным
расследования, к месту обнаружения трупа и к месту, где предположительно
наступила смерть. Если тело было предано захоронению, а впоследствии возникает
необходимость в проведении расследования, труп немедленно и с соблюдением
необходимых требований извлекается из могилы для проведения вскрытия. Если
удается обнаружить лишь останки скелета, то останки аккуратно извлекаются
и тщательно изучаются в соответствии с методами системного антропологического
анализа.
13.
Тело покойного находится в распоряжении проводящих вскрытие лиц в течение
достаточного времени, чтобы позволить им провести тщательное расследование.
В ходе вскрытия делается попытка как минимум установить личность покойного
и причину и характер смерти. По мере возможности устанавливаются также
время и место смерти. В заключение о вскрытии включаются детальные цветные
фотографии покойного в целях документального подкрепления выводов расследования.
В заключении о вскрытии должны указываться все раны, полученные скончавшимся,
в том числе любые признаки пыток.
14.
Для обеспечения объективности результатов лица, проводящие вскрытие, должны
иметь возможность действовать беспристрастно и независимо от любых лиц,
организаций или учреждений, которые могут иметь хоть какое-то отношение
к данному делу.
15.
Истцы, свидетели, лица, проводящие расследование, и их семьи охраняются
от насилия, угроз применения насилия или любых других форм запугивания.
Лица, которые могут быть связаны с внезаконными, произвольными или суммарными
казнями, отстраняются от любого контроля или власти, прямой или косвенной,
в отношении истцов, свидетелей и их семей, а также лиц, проводящих расследование.
16.
Семьи покойных и их законные представители уведомляются о любом слушании
и любой информации, относящейся к расследованию, и имеют доступ к ним,
а также имеют право представлять другие свидетельства. Семья покойного
имеет право настаивать на присутствии при вскрытии медицинского или любого
другого квалифицированного представителя. После установления личности покойного
дается уведомление о смерти, и семья или родственники покойного немедленно
ставятся в известность. Тело покойного передается им после завершения расследования.
17.
В течение разумного срока составляется письменный отчет о методах и результатах
таких расследований. Отчет незамедлительно предается гласности; он должен
содержать информацию о рамках следствия, процедурах и методах, применявшихся
для оценки доказательств, а также выводы и рекомендации на основании полученных
результатов и применимого законодательства. В отчете должна также содержаться
подробная информация о конкретных событиях, которые, как было обнаружено,
имели место, а также доказательства, на основании которых получены эти
результаты, и фамилии свидетелей, давших показания, за исключением тех
из них, личность которых не была предана гласности в целях их защиты. Правительство
в течение разумного срока либо дает официальный ответ на этот отчет о расследовании,
либо сообщает, какие меры будут приняты в связи с ним.
Судопроизводство
18.
Правительства обеспечивают предание суду лиц, которые, как было установлено
в ходе расследования, участвовали в внезаконных, произвольных или суммарных
казнях на любой территории, находящейся под их юрисдикцией. Правительства
либо предают этих лиц суду, либо сотрудничают в выдаче любых таких лиц
другим странам, желающим осуществить свою юрисдикцию. Этот принцип применяется
независимо от того, кем являются виновники или жертвы и где они находятся,
независимо от их гражданства и независимо от того, где было совершено преступление.
19.
Без ущерба для вышеуказанного принципа 3 приказ вышестоящего начальника
или органа государственной власти не может служить оправданием внезаконных,
произвольных или суммарных казней. Вышестоящие руководители или другие
государственные официальные лица могут быть привлечены к ответственности
за совершение деяний лицами, находящимися у них в подчинении, если они
имели разумную возможность предупредить подобные деяния. Ни при каких обстоятельствах,
включая состояние войны, осадное положение или другие чрезвычайные ситуации,
никакому лицу, предположительно имеющему отношение к внезаконным, произвольным
или суммарным казням, не предоставляется полного иммунитета от судебного
преследования.
20.
Семьи и иждивенцы жертв внезаконных, произвольных или суммарных казней
имеют право на получение справедливой и надлежащей компенсации в разумный
срок.