Наша консультация
Государственная регистрация
ННО
В соответствии с Законом
Республики Узбекистан «О негосударственных некоммерческих организациях» (далее
Закон о ННО. – Ред.), при создании
любого ННО необходимо пройти государственную регистрацию в территориальных
органах юстиции. Регистрация ННО входит в компетенцию Министерства юстиции
Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского управления
юстиции.
Для учреждения ННО требуется
создание инициативной группы в составе не менее 10 человек и проведение
учредительного съезда, конференции или общего собрания учредителей, в решениях
которого должны содержаться:
· решение о создании ННО;
· решение об утверждении
устава ННО;
· решение о создании
руководящего органа ННО (например, правления ННО) и других органов
(исполнительного органа, ревизионной комиссии).
После принятия решения о
создании ННО необходимо в двухмесячный срок, определенный Законом о ННО,
обратиться в территориальный орган юстиции с заявлением о государственной
регистрации.
Перечни документов, которые
требуются для государственной регистрации, различаются в зависимости от формы
ННО.
Закон различает следующие
формы ННО:
· общественные объединения
(создающиеся гражданами для удовлетворения духовных или иных нематериальных
потребностей);
· общественные фонды
(учреждающиеся физическими и/или юридическими лицами для осуществления
благотворительных, социальных, культурных, образовательных и других общественно
полезных целей);
· учреждения (создающиеся
физическими и/или юридическими лицами для осуществления социальных, культурных
и других функций некоммерческого характера);
· международные ННО (чья
деятельность может распространяться на территории Узбекистана и одного и более
иностранных государств).
Для координации деятельности,
представления и защиты общих интересов ННО могут создавать объединения в форме
ассоциаций (союзов).
Учредительным документом
общественного объединения, общественного фонда, учреждения и международной ННО
является устав ННО. Для ассоциации (союза) кроме устава необходимо заключение
учредительного договора между участниками ассоциации (союза).
Для государственной
регистрации ННО в органы юстиции представляются следующие документы:
· заявление, подписанное
всеми членами руководящего органа ННО, с указанием фамилии, имени, отчества,
года и места рождения, места жительства и адреса;
· нотариально заверенный
устав ННО в двух экземплярах (по возможности, лучше представить большее
количество экземпляров, так как впоследствии зарегистрированные уставы или их
копии потребуются для передачи в различные государственные организации для
постановки ННО на учет, открытия банковского счета и т.д.);
· нотариально заверенный
протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания, со сведениями
о создании ННО, ее учредителях, об утверждении устава, о формировании
руководящего и других органов в трех экземплярах (количество экземпляров
протокола также должно быть по возможности большим);
· нотариально заверенный
учредительный договор в двух экземплярах (только для ассоциаций (союзов) ННО);
· банковский документ об
уплате регистрационного сбора (в размере 10 минимальных заработных плат).
Кроме этих определенных
Законом документов могут потребоваться:
· список инициативной группы
в составе не менее 10 человек с информацией о дате и месте рождения, месте
работы и должности, номерах телефонов;
· список руководящего органа
в составе от трех до 10 человек;
· гарантийное письмо о
предоставлении помещения в аренду для размещения офиса ННО.
Законом устанавливается
двухмесячный срок, в течение которого органы юстиции должны рассмотреть
документы и принять решение о государственной регистрации или отказе от
нее с выдачей либо свидетельства о
регистрации, либо официального письма с указанием конкретных положений
законодательства, из-за нарушения которых отказано в регистрации. В статье 25
Закона о ННО дан перечень нарушений, по которым органы юстиции могут отказать в
регистрации ННО. В случае отказа в регистрации можно повторно обратиться в
органы юстиции в том же порядке, устранив выявленные нарушения.
После получения Свидетельства
о регистрации устава необходимо обратиться в районный хокимият
за «Анкетой по постановке предприятия на учет». Эта анкета содержит перечень
негосударственных организаций, в которые следует обратиться для того, чтобы ННО
поставили на учет в качестве субъекта правовых и экономических отношений:
· районная налоговая
инспекция (требуется представить: заявление, устав, протокол учредительного
собрания, учредительный договор для
ассоциаций (союзов) ННО, копию свидетельства о регистрации);
· органы статистики (следует
представить тот же комплект документов и уплатить регистрационный сбор в
размере 0,5 минимальной заработной платы; за отдельную плату выдается справка о
среднеотраслевой зарплате);
· районная биржа труда;
· районный отдел Фонда
социального страхования;
· районный отдел нежилых
помещений;
· районная Палата
товаропроизводителей и предпринимателей.
Одновременно следует
обратиться в выбранный вами банк для открытия расчетного счета. Для банка
необходимо представить полный пакет учредительных и регистрационных документов,
копию документа о регистрации организации в районной налоговой инспекции,
нотариально заверенные образцы подписей директора и главного бухгалтера и
печати организации на специальном бланке.
Сразу после регистрации в
органах юстиции следует обратиться в соответствующий орган внутренних дел за
разрешением на изготовление круглой печати и углового штампа организации. Для
этого необходимо представить:
· заявление;
· копию устава;
· копию Свидетельства о
государственной регистрации (при себе иметь оригинал для сличения);
· копию приказа по ННО о
назначении лица, ответственного за хранение печати и углового штампа;
· два экземпляра эскизов
круглой печати и углового штампа, выполненных на государственном языке в
латинской графике.
После получения разрешения
необходимо изготовить круглую печать и угловой штамп, требующиеся для открытия
расчетного счета в банке и постановки на учет в налоговой инспекции.
В трехдневный срок после
открытия расчетного счета необходимо известить об этом налоговую инспекцию.
Желаем удачи!