ТЕХНИКА РАБОТЫ С ВЛАСТЯМИ

 

Все основные виды действий НПО так или иначе подразумевают работу с властью:

 

Правовые действия – добиться изменения закона или его толкования с помощью  стратегической тяжбы, чтобы уничтожить источник нарушения – работа с судебной властью. Этот вид действий весьма распространен среди НПО и хорошо преподается в юридических институтах. Главная опасность – излишнее увлечение адвокатской практикой, так как отсутствие целенаправленных тяжб приводит к распылению сил и средств организации, не приводя к системным изменениям, а число нарушений прав человека, фактически не уменьшается.

Правовое просвещение – также возможность воздействовать на власти правовыми средствами. При этом можно просто информировать власть, рассылая им доклады по мониторингу, включающие  анализ права и обзор международных стандартов,  документы по правам человека, правозащитные газеты или журналы. Это могут быть выступления в судах или СМИ, когда сторона защиты начинает ссылаться на международные нормы и казусы Европейского Суда. При этом вполне возможно, что судья заинтересуется и захочет узнать об этом поподробнее как профессионал, поэтому можно предоставить ему эти материалы для ознакомления. Даже если они не будут применены в вашем конкретном деле, червь сомнения в справедливости вынесенного решения останется.

Но более эффективен метод вовлечения власти в этот процесс - совместные (НПО + власть + СМИ + граждан) семинары, круглые столы, приглашение представителей власти в качестве экспертов при подготовке материалов по мониторингу, выработке рекомендаций и их продвижении.

 

Политические действиялоббинг на местном или международном уровне, то есть действия, предпринимаемые в рамках закона представителями групп интересов в ходе их контактов с представителями государственной власти и местного самоуправления с целью добиться принятия или непринятия органами власти решений в соответствии с интересами данных групп.

Используется для достижения изменений либо в правовой системе, либо в практической деятельности государственных органов осуществляется различными способами:

·         Устные и письменные обращения;

·         Доклады, обзоры, прикладной анализ;

·         Организация встреч, ведение диалога;

·         Участие в работе комиссий, комитетов, общественных слушаниях; работа с посольствами;

·         Подготовка поправок;

·         Организация кампаний, в том числе гражданское неподчинение согласно совести;

·         Работа со СМИ;

·         Участие в выборах;

·         Неформальные встречи - оказание влияния на отдельных депутатов, особенно эффективно накануне выборов; оказание влияния на политиков через их родственников, соседей;

Возможен  политический нажим на правительство, прямой или косвенный, через соответствующие представительства международных   организаций (ООН, Совет Европы, ОБСЕ). Цель таких действий — добиться изменений либо в правовой системе, либо в практической деятельности государственных органов.  На международном уровне политические действия могут, к примеру, быть направлены на принятие Комиссией по правам человека ООН резолюции, осуждающей массовые нарушения прав человека в данном регионе, либо на введение в действие таких процедур, как 1503 или 1235 против какого-либо государства. Сюда же относятся представление международным организациям встречных отчетов в противовес официальным правительственным докладам в рамках отчетности перед комитетами, которые стоят на страже основных конвенций ООН (Комитет по правам человека, Комитет по борьбе с пытками, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации женщин. Комитет по правам ребенка, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам), а также попытки включить в дела, по которым мы проводим расследование, спецдокладчиков и рабочие группы. Привлечение внимания международных органов с  целью вызвать осуждение  со стороны международных организаций нарушений прав человека, в том числе лоббирование в Парламентской ассамблее Совета Европы или Европейском парламенте. Достигнув  результатов в виде «мягкого» международного права (резолюции, рекомендации), можно добиваться его перевода на язык юридически обязательных международных соглашений.

 

Внутри страны эффективна работа с депутатами, особенно накануне выборов, поднятие их авторитета за счет продвижения важных законопроектов или предложений по деятельности властей, обеспечения контродя в закрытых учреждениях или прозрачности бюджета.

 В лоббинге необходимо четко отслеживать календарь политических событий и «адресата», так как одно и то же предложение или доклад в подходящий момент могут вызвать «взрыв», либо пройти абсолютно незамеченными.

 

Шаги:

Через оплачиваемые СМИ (реклама на ТВ, радио, газетах и журналах, а также заказ значков, наклеек, листовок, брошюр, марок)

Через «свободную» прессу  путем создания информационных поводов: пресс-релизы, пресс-конференции; демонстрации, пикеты, марши; ведение отдельной рубрики или передачи в СМИ; ток-шоу

 

Публичные (общественные) действия – очень широко применяются НПО, но для достижения результата очень важно их тщательно планировать, чтобы каждое такое действие имело конкретный результат. При этом действия  могут быть ситуативными, то есть связанными с  создавшейся ситуацией (решение о пуске законсервированной АЭС или ввозе в Россию ядерных отходов, важное политическое событие или судебное решение) или плановыми, то есть направленными на продвижение идей или предложений вашей организации, системные изменения в обществе. В любом случае необходимо к ним подготовиться и распланировать шаги. Особенно важным в посттоталитарных странах является обеспечение безопасности людей, которых вы привлекаете для проведения общественных действий.

Основные шаги:

1 шаг – определить цели и задачи, за которые нужно выступать, собрать информацию, факты, проанализировать их, подготовить аргументы и рекомендации (провести мониторинг проблемы);

2 шаг – понять, кто принимает решение по этой цели (карта конфликта, анализ союзников и противников), определить реальные достижимые цели, за которые мы будем выступать, определить оптимальные формы и методы действий, их сочетание друг с другом (доклад по мониторингу + стратегическая тяжба + правовое просвещение + общественные действия по выбранной теме);

3 шаг – информировать власть, массы, союзников и противников о том, что будем делать, попытаться привлечь союзников, союзников союзников и противников противников, создать благоприятное общественное мнение о своей деятельности, обеспечив поддержку населения, разработать запоминающийся «слоган»:

·         Работа со СМИ (пресс-релизы, пресс-конференции, статьи, контакты с журналистами)

·         Манифестации, пикеты (санкционированные или нет, но с обеспечением при необходимости юридической помощи участникам, поддержки СМИ, мониторинг действия  милиции во время разгона несанкционированной акции);

·         Письма властям – открытые или по типу заявлений и жалоб;

·         Сбор подписей;

·         Привлечение известных лиц;

·         Митинг-театр – введение элемента юмора в акции позволяет легко привлечь внимание СМИ и сделать нелепыми действия милиции по разгону акции и задержанию участников («переползание ядерных отходов через Красную площадь», Демонстрация мутантов в поддержку АЭС, задержание Деда Мороза и пр.)

·         Надписи на стенах, машинах, листовки и пр.

4 шаг – предъявление ультиматума и прямые действия, но при них не должно страдать население, иначе мы можем оттолкнуть его от себя:

·         Забастовки, в том числе «исполнительные» (дотошное выполнение всех идиотских правил), «оккупационные», «за других» (за врачей, учителей);

·         Бойкот учреждений, блокирование их работы, бойкот выборов, изъятие денег из банков.

·         Гражданское неповиновение (рекомендуется в правовых государствах!) – соляной бунт Ганди, публичный отказ от службы во Вьетнаме.

 

Важным элементом и часто целью всех этих действий являются ПЕРЕГОВОРЫ  С ВЛАСТЬЮ.

ПЕРЕГОВОРЫ: СТАДИИ ПОДГОТОВКИ

 

1. Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров - отделите человека от проблемы.

2. Потребности и проблемы – сконцентрируйтесь на интересах, а не позициях

Каковы потребности и проблемы НПО?

Действительно ли вы привержены взаимовыгодному подходу?

Как это повлияет на цели и действия НПО?

Какого стиля поведения придерживается НПО и другая сторона?

Какие потребности и проблемы существуют у других заинтересованных сторон?

Какая информация нужна вам и другим?

 

3.    Разработайте взаимовыгодные варианты

Какие вопросы мы бы хотели поднять и какой конечный результат мы бы предпочлли?

Какие варианты мы предпочитаем для достижения желаемого результата?

Какие еще существуют возможности?

Какова наша наилучшая альтернатива обсуждаемому соглашению?     

Какова наихудшая альтернатива обсуждаемому соглашению? Как мы можем снизить негативный эффект?

Что мы можем предложить в обмен на уступку? Что ценно для другой стороны и в чем нам легко было бы уступить? Что полезного мы бы просили для себя, и в чем могла бы легко уступить другая сторона?

 

4.   Найдите объективные критерии и процедуры урегулирования

 

5.    Подготовка встречи

В какой обстановке нам хотелось бы проводить переговоры?

Какими своими эмоциями мне, возможно, придется управлять?

С какими эмоциями других я могу столкнуться?

Как я буду справляться и отвечать на эти эмоции?

 

6.      Посредничество – использование беспристрастного, объективного, обладающего полномочиями и пользующегося уважением и доверием медиатора (международная или общественная организация, орган власти, государство, политический, общественный или религиозный деятель).

  

При подготовке к встречи группой необходимо, чтобы 1 человек четко контролировал ситуацию, а остальные старались придерживаться общепринятых правил поведения в конфликте.

 

7.      Побуждение к началу переговоров:

Заинтересованность – общая цель, взаимозависимость, нежелательные последствия, разум оппонента, санкции, выгода, заманивание (начало переговоров с другим партнером, обещания, принуждение).

Пакет предложений – преамбула (цель и претензии), зкспертные оценки, проекты или расчеты вариантов.

 

НАВЫКИ ПОСРЕДНИЧЕСТВА

 

Открытие: Введение и согласие

• Будьте ответственны за происходящее:

• Установите место для встречи. Объясните, что у каждой стороны будет равное количество времени для объяснения своей точки зрения. Никто не будет прерывать их. Объясните принципы взаимовыгодного подхода, подчеркнув его концентрацию на потребностях. Проясните роли и ожидания посредника и участников.

 

Подготовка: Обзор деталей предстоящего процесса

·         Сфокусируйте своё внимание на потребностях:

·         Спросите, что нужно каждому из присутствующих для улучшения ситуации.

·         Отражайте эмоции:

Если накал эмоций высок, попросите каждого повторить утверждение другого и получить подтверждение правильности сказанного, перед тем как давать ответ. Таким образом можно избежать излишних оскорблений и проверить правильность интерпретации слов говорящего.

·         Поощряйте использование Я-сообщений для прояснения того, как каждый видит ситуацию.

·         Следите за тем, чтобы не было личных выпадов.

·         Приводите примеры типичных людских потребностей, проблем и причин их раздражения.

·         Признавайте важность чувств и благодарите людей за то, что они открыто их выражают.

·         Усиливайте желание решить проблему, когда люди сами показывают это.

 

Продвижение: Определите области достижения согласия и ведите переговоры.

·         Спросите, что можно было бы сделать для улучшения ситуации.

·         Определите точки соприкосновения и постоянно возвращайтесь к ним.

·         Поощряйте гибкость и движение вперед каждой стороны.

·         Отмечайте достижение принципиального согласия.

·         Предлагайте как можно больше вариантов. Что может сделать каждый, чтобы помочь решить эту проблему?

·         Помогите найти объективный критерий, который указывает на то, что проблема начала решаться.

 

Закрытие: Завершение процесса

Предложите устроить встречу для того, чтобы оценить, как выполняется соглашение. Удостоверьтесь в том, что люди действительно пришли к согласию и будут придерживаться выбранного варианта решения. 

 

 

Материал подготовлен С.Великоредчаниной с использованием материалов Хельсинкского Фонда прав человека (Варшава),  Тренинг-центра "Голубка",Санкт-Петербургского Центра «Стратегия», Учебного пособия «Конфликтология» изд-ва «Феникс» Ростов-на-Дону 2001                  

 

Hosted by uCoz