Страсбург, 15 сентября 1999-11-27     

DW-AW-PO (99) 14

 

РАБОТА ПОЛИЦИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В

ЕВРОПЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ – ВВЕДЕНИЕ

 

Справочное пособие

Это справочное пособие написано для программы «Полиция и права человека 1997-2000» директората по правам человека Совета Европы в Страсбурге

Автор – Марк Тейлор, независимый педагог и консультант. Май-сентябрь 1999

 

БЛАГОДАРНОСТЬ

Это пособие во многом опирается на новаторские труды Ральфа Кроушоу, члена Центра по правам человека при Эссекском университете, ранее занимавшего высокий пост в полиции графства  Эссекс в Великобритании.

 

В частности, в качестве источников в данном случае были использованы две последние его работы:

 

Права человека и полиция – Пособие по практическому обучению (CI (98) 1), Центр информации по правам человека, Совет Европы, Страсбург

 

Права человека и полиция – Брошюра по профессионализму для полицейских,  (CI (98) 2), Центр информации по правам человека, Совет Европы, Страсбург

 

*    *    *

Данная публикация подготовлена по просьбе отдела по пропаганде прав человека. Ее задача – способствовать распространению информации и обучению в рамках программы «Полиция и права человека 1997-2000». Она является составной частью «Набора для преподавателя», в который также входит вышеупомянутое пособие по практическому обучению (для преподавателей), материалы для обсуждения (для преподавателей), проспект и видеофильм.

 

Мнения, выраженные в данном пособии, являются мнениями автора. Совет Европы не несет за них никакой ответственности. Интерпретацию упомянутых здесь юридических инструментов нельзя считать официальной или обязательной для правительств стран-членов Совета Европы, его органов или любых других органов, созданных в соответствии с данными инструментами.

 

Краткое описание Совета Европы

 

Совет Европы – межправительственная организация, созданная в 1949 году. В его задачи входит:

 

защита и пропаганда прав человека, плюралистической демократии и законности

пропаганда и развитие разнообразных европейских культур

поиски решения для проблем европейского сообщества (проблем меньшинств, ксенофобии, нетерпимости, охраны окружающей среды, клонирования людей, СПИДа, наркотиков, организованной преступности и т.д.)

способствование консолидации демократической стабильности в Европе путем поддержки политической, законодательной и конституционной реформы.

 

На время написания данного пособия в Совет Европы входит 41 государство (см. таблицу) с общей численностью  населения около 800 млн человек.

 

Правительства, парламенты стран и местные и региональные власти представлены в Совете Европы отдельно. Комитет Министров является органом принятия решений. В него входят министры иностранных дел стран-членов (или их постоянные представители, базирующиеся в Страсбурге). Парламентская Ассамблея – это совещательный орган. Ее члены назначаются парламентами стран-членов. Конгресс местных и региональных органов власти Европы – это консультативный орган, представляющий местные и региональные органы власти. Кроме того, Совет готов к диалогу с 350 неправительственными организациями (НПО), которым он предоставил консультативный статус.

 

800 миллионов европейцев

 

представляют

 

национальные                национальные     местные и региональные  

правительства                парламенты         органы власти стран-членов

 

Комитет                                Парламентская

Министров                           Ассамблея

 

41 министр                           291 член                                Конгресс местных и региональных

иностранных                                                                        органов власти Европы

дел                                                                                          291 член

 

 

 

Секретариат

1300 сотрудников

 

Работой полиции занимаются несколько директоратов Совета Европы, в особенности те, которые связаны с правами человека, юридическими и социальными вопросами.

 

В секретариате Совета Европы работает около 1700 человек. Большей частью они базируются в Страсбурге, во Франции.

 

Страны-члены Совета Европы:

 

Австрия, Албания, Андорра, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия,  Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, бывшая югославская республика Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения,  Турция, Украина, Финляндия, Франция,  Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция,  Эстония. Особый статус приглашенных имеют Азербайджан, Армения, Босния-Герцеговина. Статус обозревателя имеют Израиль, Канада, США и Япония. 

 

Содержание

 Зачем нужно это пособие?

 Основные понятия – часть первая:

 Что такое права человека? Откуда они появились? На какие категории они делятся? Распространяются ли они на полицию?

 Основные понятия – часть вторая:

 Механизмы соблюдения, нарушения, профессионализм в полиции,  «доносчики»

 Право на жизнь

 Абсолютный запрет на пытки и жестокое обращение

 Право на свободу

 Право на справедливое судебное разбирательство

 Право на частную жизнь

 Право на свободу мысли, вероисповедания и выражения

Право на свободу собраний

Право на владение имуществом

Право на свободу передвижения

Право каждого на эффективные средства правовой защиты

Заглядывая в будущее

Приложения

Декларация о полиции Парламентской Ассамблеи Совета Европы

10 основных правозащитных стандартов организации Международная Амнистия для правоохранительных органов

Дополнительные источники информации

 

Зачем нужно это пособие?

 

Государства подписывают международные договоры, чтобы пропагандировать и защищать права человека. Эти договоры становятся частью национального законодательства, за выполнением которого следит полиция. Полиция непосредственно занимается защитой прав каждого человека. Но полицейские – тоже люди. У них тоже есть права. Казалось бы, это само собой разумеется. Но не все так просто.

 

Возьмем пару примеров из обыденной работы полиции. Вы ограничены в средствах, но ваша задача – защитить тех, кто заявляют, что они в опасности. Вы охраняете порядок на большой демонстрации, которая может выйти из-под контроля. Вы чувствуете на себе давление начальства и общественного мнения при расследовании важного уголовного преступления. Во всех этих случаях вовсе не очевидно, что права человека будут играть важную роль в вашей работе. И тем не менее, понимание и применение полицией в повседневной работе правозащитных стандартов должно являться одним из ключевых элементов функционирования демократического общества в соответствии с законом. Понимая необходимость уважения и защиты прав человека, полиция сможет опираться на это понимание в ходе разрешения этических проблем в своей работе.

 

Именно поэтому Совет Европы силами отдела по пропаганде прав человека начал программу «Права человека и полиция 1997-2000». Эта программа, опираясь на опыт Совета, накопленный за последние десятилетия, дает новый стимул и стратегический подход к сотрудничеству с полицейскими властями по всей Европе. Как образовательный элемент программы в работе с полицией, появилась необходимость в пособии, которое

 

адресовано всем полицейским в Европе – мужчинам и женщинам в разных рангах,

демонстрирует явную связь между работой полиции и европейскими правозащитными стандартами,

намеренно ставит перед читателями вопросы об основных правозащитных проблемах в их полицейской работе,

является быстрым и универсальным справочным пособием,

является составной частью набора для преподавателя в программе «Полиция и права человека»,

будит в читателях желание узнать об этом вопросе побольше. 

 

В самом начале работы по распространению информации одной из трудностей является то, что большинство публикаций на эту тему написаны очень тяжелым юридическим языком. Иногда создается впечатление, что они устарели и не имеют отношения к сегодняшнему дню. Без специализированной подготовки такие публикации читать невозможно. В данном пособии мы сделали все возможное, чтобы объяснить терминологию простыми словами. В некоторых юридических текстах понятие «человек» ассоциируется с мужским полом – «он», «его», «им». Пока в эти тексты не внесены коррективы, мы вынуждены цитировать их без изменений.

 

Рассмотрев некоторые основные понятия и аргументацию по правозащитным стандартам и структурам в Европе, мы перейдем к выборочному списку конкретных обязательств и как они могут и должны претворяться в жизнь полицейскими. Кроме того, мы даем некоторые рекомендации на будущее. Читатели, желающие продолжить изучение этой темы, найдут в нашем пособии дополнительные источники информации и контактные адреса.

 

Поскольку Совет Европы публикует подобное пособие впервые, мы приветствуем ваши замечания и предложения по улучшению текста для последующих публикаций. При ограниченном объеме встает задача жесткого отбора материала. Если вам показалось, что важные моменты здесь опущены, сообщите об этом в Центр информации по правам человека. Адрес центра мы прилагаем в конце пособия.

 

Основные понятия – часть первая:

Что такое права человека? Откуда они появились? На какие категории они делятся? Распространяются ли они на полицию?

 

В идеальном мире необходимость в полиции отпадает. К сожалению, наш мир далек от идеала. Мирное сосуществование в обществе часто нарушается, и поэтому современному обществу полиция необходима. Полиция нам нужна, чтобы

предотвратить и обнаружить преступление

поддержать или сохранить общественный порядок

предоставить помощь людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию

защитить права человека  

 

Вопрос к читателю: согласны ли Вы с этими причинами существования полиции? Что можно добавить к этому списку?

 

Полиция способствует защите прав человека, поддерживая общественный порядок, так, чтобы люди могли воспользоваться своими правами и свободами. Кроме того, полиция может защитить и конкретные права – например, право на жизнь – путем предотвращения и обнаружения преступлений, которые угрожают этому праву или нарушают это право. Помимо принятия решительных мер для защиты прав человека, полиция должна уважать права человека при выполнении своих обязанностей.

 

Стоп. Мы в самом начале пособия, а словосочетание «права человека» употребили уже около тридцати раз безо всякого пояснения. Что же это такое?

 

Вопрос к читателю: что означают для Вас права человека?

 

Основа прав человека – уважение к каждой отдельной человеческой жизни и достоинству – присуствует в большинстве великих религиозных и философских систем мира. Права человека не нужно  покупать, заработывать или наследовать – они считаются «неотъемлемыми», потому что никто не имеет права их отнять. Это значит, что они есть у каждого человека, вне зависимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного статуса.

 

Вопрос к читателю: откуда появились права человека?

 

Права человека касаются в основном взаимоотношений между индивидуумами и государством. Они контролируют и регулируют осуществление государственной власти над индивидуумами, дают индивидуумам свободы в отношении к государству, и требуют от государства удовлетворения основных человеческих потребностей для людей, проживающих в его юрисдикции. Проще всего их сформулировать по международным текстам (или инструментам), о соблюдении которых имеются международные договоры. В этих текстах даны правозащитные стандарты. Самый знаменитный из них – Всеобщая Декларация прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Некоторые тексты имеют длинные названия, но в обычном употреблении эти названия сокращаются. В нашем пособии мы будем чаще всего обращаться к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и фундаментальных свобод. Она была подписана в 1950 году и обычно называется Европейской Конвенцией о правах человека. В нашем пособии мы, в отличие от большинства публикаций, будем использовать вместо этого названия сокращение ЕКПЧ.  С 1950 года в ответ на изменение обстоятельств и потребностей общества были приняты 11 поправок и дополнений к конвенции – они называются «протоколами». Эта конвенция особенно важна, потому что она является юридически обязательной для подписавших и ратифицировавших ее государств – и почти во всех странах она являетс составной частью национального законодательства и поэтому должна соблюдаться. Декларация ООН, с другой стороны – это свод принципов, которые по-прежнему пользуются уважением во всем мире. Многие юристы считают, что она уже стала юридически обязательной на практике, потому что во многих странах она часто применялась при составлении конституции и при ведении дел.

 

Вопрос к читателю: какие категории прав человека Вам известны? Какие из них могут касаться работы полиции?

 

Со времени Второй мировой войны  теория и практика прав человека претерпевала изменения примерно каждые двадцать лет, поэтому можно говорить уже о «поколениях» прав. Сначала считалось, что права человека означают невмешательство государства в жизнь граждан – чтобы недопустить злоупотребления государством своей властью. Первое поколение прав называется гражданскими и политическими правами. Например, это право на жизнь, право на гарантию от пыток и жестокого обращения, право на свободу, на свободу мысли, совести и религии и на мирные собрания. Это основные права, которые, как позже станет ясно, прямо влияют на работу полиции.

 

В шестидесятых годах появились заявления, что активное вмешательство государства для защиты социальной справедливости тоже можно считать правами человека. В это второе поколение прав человека входят экономические, социальные и культурные права. В частности, это право на социальную защиту, право на труд, право на образование, и право на участие в жизни общества.

 

Вопрос к читателю: как полиция может участвовать в защите и уважении этих прав человека?

 

Полицейские – это не социальные работники, и социальные права не входят в рамки их компетенции и обязанностей. Но полицейские постоянно общаются с людьми из разных слоев общества и вносят свой вклад в поддержание обстановки безопасности для всех граждан. Некоторые подразделения полиции проводят регулярные встречи с местными властями для обсуждения социальных проблем – такие встречи можно считать примером вклада полиции в улучшение жизни общества. Меры по защите прав детей и предотвращению насилия в семье тоже можно считать важной частью обязанностей полиции. Все чаще ставится вопрос об обязанности полиции защищать женщин от насилия. Раньше полиция не вмешивалась в конфликты, считавшиеся «семейными», но теперь полицейских обучают оказанию помощи пострадавшей стороне и преследованию нападавшего по закону.

 

Итак, первые два поколения прав считаются взаимозависимыми. Отделить их невозможно, так как одни зависят от других. В этом смысле ни одно человеческое право не считается важнее другого, хотя, конечно, одно или несколько прав могут в некоторых обстоятельствах получить особую важность. Обе категории прав требуют решительного вмешательства государства или мер по недопущению их нарушения.  Обе категории наделяют правами индивидуумов.

 

Вопрос к читателю: какие права человека распространяются на группы людей?

 

Это третье поколение прав человека. Они обычно называются «коллективными правами», и как всегда в этой области, признание их не обходится без яростных споров. Это право на жизнь в окружающей среде, которой не грозит загрязнение и разрушение; и право на политическое и экономическое развитие. Сейчас за эти права ведется борьба, и они еще не включены в тексты международных договоров.

 

На нашем континенте важный шаг в этом направлении сделал Совет Европы. В 1994 году он принял Рамочную конвенцию о национальных меньшинствах. Эта конвенция не содержит «коллективных прав», но требует от государства обеспечения равенства для представителей национальных меньшинств. Страны, подписавшие и ратифицировавшие эту конвенцию, берут на себя обязательство обеспечить национальным меньшинствам возможность сохранения их культуры, в особенности религии, языка, традиций и культурного наследия. Взаимоотношения между большинством и меньшинством в обществе могут быть очень сложными, и для обеспечения мирного сосуществования необходимы дипломатичность и такт. Но во многих уголках Европы такие взаимоотношения не соблюдаются.

 

Вопрос к читателю: какую роль играет полиция в защите «национальных меньшинств» или уязвимых слоев общества?

 

Многие страны приняли законы против расизма, расовых нападений и угроз. Эти законы должны защитить и поддержать достоинство этнических меньшинств. Полицейские должны проследить, чтобы эти законы соблюдались наравне с остальными. Слова и действия полиции должны быть явно направлены против расизма, а выполнять свои обязанности полицейские должны с учетом особенностей культурных слоев общества. Работа Европейской Комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью (это часть Совета Европы) выявила профессиональные стандарты в подготовке полицейских в их взаимоотношениях с представителями этнических меньшинств.

И еще раз - стоп. Пока что мы говорим только об обязанностях полиции по уважению и защите прав других людей, но еще ничего не было сказано о правах человека для самих полицейских.

 

Каждый сотрудник полиции – мужчина или женщина – это человек, и поэтому на него распространяются такие же права, как и на всех. Эти права неотделимы и неотъемлемы. Но замолчать тот факт, что полицейские занимают особое место в правозащитном законодательстве, было бы глупо и нелогично. Между полицией и государством установились привелегированные отношения по тем причинам, которые делают полицию необходимой, о чем мы говорили в начале этой главы. Если государство обязано следить за тем, чтобы права человека уважались и соблюдались, то на практике для этого часто применяется полиция. На уровне ООН и Совета Европы полиция и другие правоохранительные органы получают жесткие инструкции по подробным стандартам следить за соблюдением своих прав в ходе защиты других людей. (В приложении 2 есть примеры основных правозащитных стандартов, рекомедованных неправительственной организацией Международная Амнистия). Это и Кодекс поведения ООН для должностных лиц по поддержанию правопорядка, и его эквивалент, принятый Парламентской Ассамблеей Совета Европы – Декларация о полиции (ее полный текст приводится в Приложении 1).  Несмотря на то, что европейского юридически обязательного текста о правах человека для полиции не существует, полиция использовала эту Декларацию для выработки своих стандартов профессиональной работы. Итак, речь идет о стандартах, которые, с точки зрения Парламентской Ассамблеи, нуждаются в «максимальной пропаганде». Декларация дает подробные инструкции – не только в отношении обязанностей «полицейских» (как она их называет), но и в отношении условий, в которых должны работать полицейские. Например:

 

Она предписывает полицейским нарушать приказы, если они являются незаконными (А.3 и А.4) и освобождает их от наказания за это (А.7)

Соблюдение декларации дает полицейскому право на активную моральную и физическую поддержку общества (А.16)

Полицейские должны пройти тщательную подготовку (Б.3), иметь соответствующие условия работы (Б.4) и адекватную оплату (Б.5).

 

Вопрос к читателю: убедили ли Вас эти доводы? Какая еще информация нужна Вам, чтобы понять, как эти правила функционируют на практике?

 

3. Основные понятия – часть вторая: механизмы соблюдения, нарушения, профессионализм в полиции, «доносчики»

 

Вопрос к читателю: почему люди совершают то, что они совершают?

Вопрос к читателю: почему государство обязуется защищать права человека?

 

Люди совершают то, что они совершают, потому что они так хотят, или потому что другие так делают, или потому что им так велели, или потому что они опасаются последствий в случае, если они этого не сделают. Государства в каком-то смысле на них похожи. Они защищают права человека потому, что на самом деле хотят установить стандарты, или потому что они хотят получить признание в международном сообществе, или потому что они опасаются санкций извне. Или по всем этим причинам плюс еще каким-то.

 

Подписание международного договора – это жест доверия со стороны главы государства (или его представителей) к содержанию договора. Но частью национального законодательства договор становится только после его ратификации – это обычно означает, что парламент страны должен одобрить подписание договора и принять меры, необходимые для включения его в национальное законодательство.

 

Вне зависимости от первоначальной мотивации, обязательство защищать права человека – это серьезный шаг с серьезными последствиями. Государство должно будет проследить, чтобы все лица в его юрисдикции имели эти права. В противном случае оно должно расплачиваться за последствия.

 

Вопрос к читателю: какие это могут быть последствия? Финансовые? Или репутация государства?

 

Декларации и конвенции не имеют смысла, если они не оказывают серьезного влияния на тот вопрос, которому они посвящены. Но такая участь постигла даже некоторые документы Совета Европы. Никто про них не знает, почти никто их не подписал, не говоря уже о ратификации. Но Декларация ООН прав человека или Европейская Конвенция о правах человека не относятся к их числу. Вместе они способствовали созданию атмосферы признания прав человека – их влияние можно видеть и чувствовать в разных странах мира в региональных и национальных правозащитных хартиях.

 

Как только государство подписало и ратифицировало ЕКПЧ, оно должно проследить, чтобы её условия вошли в национальное законодательство. Что же это значит на практике? Лица, которые утверждают, что их права были нарушены (иначе говоря, не соблюдены), должны сначала обратиться в национальный суд. Подавляющее большинство дел решается на национальном уровне. Но если суды страны – вплоть до верховного – считают, что истец неправ, он может обратиться в реформированный Европейский Суд по правам человека, который базируется в Страсбурге. Каждая жалоба рассматривается там комитетом из трех судей, которые решают, попадает ли она в мандат ЕКПЧ. Данное решение не имеет отношение к окончательному вердикту по делу, его цель – избежать расходов на дела, которые не входят в компетенцию суда. После того, как принято решение о допустимости, палата суда из семи судей устанавливает факты и выясняет возможность «полюбовного разрешения» спора. Это означает, что истец и государство должны договориться о компромиссе – например, государство может выплатить пострадавшему компенсацию, или же обе стороны могут отказаться от жалобы. Если мирное полюбовное разрешение невозможно, палата суда выносит свое решение, которому обязаны подчиниться обе стороны. В исключительных случаях дело выносится на рассмотрение расширенной палаты из 17 судей – но только в том случае, если речь идет о серьезном вопросе толкования или выполнения ЕКПЧ.

 

Вопрос к читателю: у Вас хватило бы смелости и решимости пойти на все это?

Действительно, большинство людей, которые добираются до суда в Страсбурге, идут на это при поддержке правозащитных и иных организаций. Здесь необходима большая выдержка и финансовые ресурсы, поскольку эти дела продолжаются долго – некоторые не рассматриваются годами. С учетом растущего числа жалоб вся система была реорганизована. По Протоколу 11 ЕКПЧ, вступившему в силу в ноябре 1998 года, Европейский Суд теперь работает на постоянной основе и его процедуры упрощены.

 

Рассмотрев процедуры для пострадавших от нарушений прав человека, мы можем заняться отношениями между полицией и подобными нарушениями. В большинстве языков есть поговорка «никаких новостей – это хорошая новость».

 

Вопрос к читателю: когда средства массовой информации представляют полицию в хорошем свете?

 

В наших газетах и по телевидению почти не увидишь сообщений о том, как полицейские защищают права человека. Нет заголовков вроде «Беженец благодарит полицейского за доброту, профессионализм и поддержку» или «Бездомные нашли убежище в полицейском участке в двадцатиградусный мороз». А ведь такое тоже случается! Но журналисты, к сожалению, больше пишут об ошибках, за которые кто-то должен быть наказан. Отчасти из-за этого полицейские не любят правозащитную тематику и связанные с ней законы.  Им кажется, что все, что касается полиции, представлено так, как будто полицейские только и делают, что сознательно нарушают законы – этого не делай, того не делай. И в то же время, иногда полицейским кажется, что преступники и террористы защищены законом больше, чем полиция. Но здесь они забывают о главном: правозащитное законодательство дает каждому защиту от злоупотреблений государственной власти.  Логично, что нарушить права человека может только лицо, действующее от имени государства. Преступники и террористы не наделены такой властью.  Закон, в том числе и правозащитный, который государство обязалось соблюдать, защищает полиция.

 

Вопрос к читателю: Вам понятна последняя мысль?

 

Давайте рассмотрим пару примеров с участием одного человека. Если дежурный полицейский при допросе подозреваемого ударит его, это будет преступлением (нападением) и нарушением прав человека (права на гарантию от жестокого обращения). Но возьмем того же полицейского в свободное время, а не на работе. Как частное лицо он может ввязаться в ссору и ударить кого-нибудь. Это будет нападением, но не нарушением прав человека. В любом случае полицейский должен быть наказан  по закону за уголовное преступление, но в первом случае пострадавший от нарушений прав человека имеет право на восстановление в правах или компенсацию от государства, потому что государство несет юридическую ответственность по защите прав человека.

 

Вопрос к читателю: знакомы ли Вам такие случаи? Что Вы о них думаете?

 

Полномочиями полицейского наделяет закон. Например, он имеет полномочие применять насилие, носить оружие, арестовывать и задерживать граждан, обыскивать граждан, машины и здания. Эти полномочия ограничены в разной степени для защиты прав человека. Некоторые права человека ограничены для защиты других прав или для того, чтобы помочь полиции поддержать общественный порядок или предотвратить преступление.  Конкретные ограничения мы рассмотрим  в других главах в связи с конкретными правами, но сейчас, чтобы пояснить мысль, возьмем право на свободу.  Это основное и важное право, которым наделен каждый. Но в некоторых случаях, определенных законом, оно может быть ограничено. Например, полиция может лишить человека свободы (путем ареста), если он подозревается в преступлении или для предотвращения совершения преступления. Нельзя забывать, что некоторые права ограничениям не подлежат. Право не подвергаться пыткам является абсолютным во всех обстоятельствах, даже во время войны.

 

Процедуры, правила, кодексы и другие документы, разработанные в полиции на основе правозащитных законов, тоже гарантируют полицейским, что они выполняют свою работу, причем профессионально и не нарушая закона. Никто, кроме преступника, не выиграет от того, что приговор будет отменен, потому что следователи применяли насилие для получения показаний.

 

Вопрос к читателю: случается ли так, что полицейский должен нарушить закон, чтобы обеспечить его выполнение?

 

Работа полицейского зависит от всех людей, и полицейский нуждается в доверии тех, кого он защищает. Хороший полицейский сочетает опыт и профессиональные навыки с безупречным поведением – то есть с уважением к закону и к правам человека. Полицейским необходимо развивать свои технические навыки. Навыки допроса подозреваемых – так, чтобы получить информацию не допуская жестокости. Навыки убеждения, переговоров и разрешения споров, чтобы сократить применение силы. Это обязанность полицейских и исполнительных органов, которые должны проследить, чтобы полицейские получили необходимую подготовку. Но и сами полицейские тоже должны получить все необходимое от подготовки и продолжать развивать свои навыки на работе.

 

Вопрос к читателю: какие навыки своей полицейской работы Вы хотели бы улучшить?

 

Нарушение прав человека не является одной из целей полиции. Часто такое нарушение вызывано незнанием закона или отсутствием подготовки. Но что будет, если ваши коллеги нарушили право человека, понимая, что они делают? Кто станет стражем для стражей закона? Кто «донесет» о нарушениях? 

 

Вопрос к читателю: кто же сообщит о нарушениях, допущенных в полиции?

 

Солидарность и преданность друг другу являются отличительной чертой полицейских. Она нужна им, чтобы выжить и чтобы хорошо работать, даже в неблагоприятных обстоятельствах. Если кто-то в ходе операции «совершает ошибку», обычно о ней говорят и решают проблему в узком кругу полицейских, без участия посторонних. Это вполне нормально – без таких правил не может действовать ни одна группа. Проблема возникает тогда, когда «ошибка» – это преднамеренный акт, а еще хуже – тогда, когда в полиции создается атмосфера, в которой серьезные нарушения прав человека допускаются или игнорируются. Как мы уже видели, Декларация о полиции наделяет полицейских обязанностью и правом не подчиняться противоправным приказам. Но она не дает им права действовать вопреки законам. Если полицейские работают не нарушая правозащитных стандартов, у них должны быть процедуры, по которым они могут сообщить о нарушении закона своими коллегами. Тот, кто «донес» о нарушениях, должен быть под защитой закона, как и те, кто подозреваются в нарушениях.

 

Вопрос к читателю: есть ли у Вас система такой защиты для обеих сторон?

 

Трудности в работе полиции, как и любой другой организации, появляются тогда, когда такие «доносы» или критика поступают со стороны. Тогда проще всего поддаться на соблазн и встать на защиту своих коллег-полицейских. Даже если отдельные полицейские будут готовы признать, что нарушение имело место, никто или почти никто не захочет дать показания против коллег. С такой «круговой порукой» бороться нелегко. Но необходимо, если мы хотим утвердить принцип подотчетности полиции. Здесь необходим открытый диалог с гражданским обществом. Взаимные подозрения между неправительственными правозащитными организациями и полицией хорошо известны. Сообщения о нарушении полицией прав человека должны разбираться быстро и гласно, иначе общественность потеряет доверие. Опыт показывает, что между полицией и другими организациями может установиться плодотворный диалог, если они с самого начала установят взаимоприемлемые правила общения. Полиция, работающая в атмосфере гласности, по мнению общества, является эффективной и отвечает нуждам общества.

 

Вопрос к читателю: часто ли Вы общаетесь с вашими неправительственными организациями (НПО)?

 

Подводя итоги этой главы, можно отметить, что полиция и права человека могут позитивно взаимодействовать.  Поскольку защита прав человека является функцией полиции, требование уважения прав человека влияет на способы, которыми полиция выполняет все свои функции.

 

В последущих главах о конкретных правах мы сначала дадим краткий смысл каждого права, объясним стандарты Совета Европы, а затем посмотрим, как они выполняются на практике. Стандарты Совета Европы основаны на ЕКПЧ и ее интерпретации Европейским Судом по правам человека и связанными с ним органами. Кроме того, мы цитируем Декларацию о полиции, полный текст который содержится в Приложении 1.

 

Право на жизнь

 

Краткий смысл этого права:

Каждый человек имеет право на жизнь.

Право на жизнь должно охраняться законом.

Никто не должен быть лишен жизни на основании произвола.

(Тексты: Статья 2 ЕКПЧ и Декларация о полиции Статьи 12 и 13)

 

Очевидно, что право на жизнь является самым основным правом. ЕКПЧ требует от государства, чтобы оно ввело законы, запрещающие определенные виды убийства и произвольное убийство государством. Лишить жизни человека можно только после осуждения судом за преступление, по которому закон предусматривает смертную казнь. Отмена смертной казни является большим шагом вперед для развития современного демократического общества, и Совет Европы активно работает в этом направлении, поощряя своих членов подписать и ратифицировать Протокол 6 к ЕКПЧ.

 

Вопрос к читателю: когда перед государством встает необходимость убить человека?

 

Для поддержания доверия между общественностью и полицией одним из ключевых факторов является безопасность. Угрозу жизни следует принимать всерьез. Предотвращение убийств (и других видов незаконного лишения жизни) и расследование подобных преступлений являются весьма важными функциями полиции.

 

Как мы уже сказали, правозащитное законодательство касается взаимоотношений между государством и личностью, причем государство должно проследить, чтобы права человека соблюдались и защищались. По возможности полицейские должны поддерживать порядок мирными способами, но иногда приходится применять силу или огнестрельное оружие, что, к сожалению, может привести к гибели людей.

 

Вопрос к читателю: в каких случаях закон Вашей страны разрешает полицейским применять силу и огнестрельное оружие?

 

Статья 2 ЕКПЧ определяет ситуации, где разрешается применение силы, что может привести к нежелательному последствию – гибели людей. Ситуации, в которых разрешается преднамеренное убийство, в ней не упомянуты.  Вот что говорится в этой статье:

 

«Лишение жизни не рассматривается как нарушение настоящей статьи, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы:

a. для защиты любого лица от противоправного насилия;

b. для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях;

c. для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа».

 

Вопрос к читателю: что означает термин «абсолютно необходимое» применение силы? Какие примеры из Вашей работы вы можете привести, когда Вам приходилось применять силу?

 

Полицейские должны планировать и контролировать свои операции так, чтобы свести до минимума применение смертоносной силы и случайное убийство. Чтобы полицейские могли оценить ситуации во время патрулирования улиц, они нуждаются в специальной подготовке и в строгих инструкциях применения огнестрельного оружия.

Если применение силы необходимо, оно должно быть пропорционально ситуации. Принимая решение о пропорциональности применения силы, нужно принять во внимание следующие факторы:

 

сущность задачи в данной операции

предполагаемая угроза жизни и здоровью

степень риска потери жизни при применении силы

 

Используя потенциально смертоносную силу, полицейские всегда должны иметь в виду эти ключевые понятия “абсолютно необходимой” и “пропорциональной” силы – они являются самыми важными при защите права на жизнь. Решения Европейского Суда по правам человека недвусмысленно поддерживают принцип ответственности руководителей полиции за действия подчиненных.

 

Вопрос к читателю: какие процедуры Вы должны применять, если в ходе полицейской операции погиб человек?

 

Административные процедуры должны обеспечить четкую запись всех подобных операций, чтобы затем провести расследование гибели людей и выявить степень соблюдения прав человека со стороны полиции. Эти записи важны и для самих полицейских – чтобы защититься от ложных обвинений. Тоже самое касается и операций с применением силы.

 

Абсолютный запрет на пытки и жестокое обращение

 

Краткий смысл этого права:

Никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию.

(Тексты: Статья 3 и 15 ЕКПЧ, Декларация о полиции Статья 3, и Европейская Конвенция о предотвращении пыток и бесчеловечного или унизительного обращения или наказания)

 

В отличие от права на жизнь, запрет на пытки является полным и абсолютным. Исключений для него нет, даже во время чрезвычайного положения, например, во время войны. Декларация о полиции утверждает, что полицейские обязаны нарушить или проигнорировать приказ или инструкцию, которая подразумевает пытки или другие виды бесчеловечного или унизительного обращения и наказания.

 

Вопрос к читателю: какие действия можно причислить к этой категории?

 

За последние десятилетия Европейский Суд по правам человека довольно четко определил термины, использованные в Статье 3 ЕКПЧ.

“Бесчеловечное обращение” означает обращение, которое намеренно причиняет жестокие физические или умственные страдания.

“Унизительное” обращение или наказание грубо унижает человека перед другими людьми или заставляет его или ее действовать против своей воли или совести.

“Пытки” – это отягчающая форма бесчеловечного обращения с определенной целью, например, получение информации или признания, или нанесение наказания.

 

Вопрос к читателю: в каких ситуациях у полицейского появляется соблазн прибегнуть к таким формам бесчеловечного обращения?

 

У подозреваемых террористов или преступников тоже есть права. Несмотря на то, что они могут располагать информацией, необходимой для защиты других лиц или государства, их тоже нельзя пытать и обращаться с ними бесчеловечно.

 

Вопрос к читателю: как Вас учили допрашивать подозреваемых в терроризме и преступлениях?

 

Чтобы научиться соблюдать закон и повысить свой профессионализм, полицейские должны приобрести и развивать навыки допроса подозреваемых. В доказательстве вины признания имеют ограниченный вес, а адвокаты все чаще заявлют, что эти признания были получены под нажимом  из-за незаконных действий полиции. Поэтому обучение другим методам расследования преступлений теперь считается особенно важным для законного и эффективного сбора доказательств. Здесь можно упомянуть данные судебно-медицинской экспертизы, особенно потому что во многих случаях установить виновность или невиновность позволяет анализ ДНК.

 

Кроме того, полицейские должны знать, что их участок и другие места задержания в любой момент может посетить Комитет по предотвращению пыток (КПП), созданный по Европейской Конвенции о предотвращении пыток и бесчеловечного или унизительного обращения или наказания.

 

Вопрос к читателю: что этот комитет собирается искать в полицейском участке?

 

При посещении участка делегация КПП имеет право побеседовать с задержанными наедине. Особое внимание она обратит на следующие факторы:

 

физическое и умственное состояние задержанных

причины их задержания

условия в камерах и других местах задержания

регистрационные записи на каждого задержанного

право задержанного на встречу с авокатом и врачом по своему выбору.

 

После посещения каждой страны КПП выпускает секретный отчет, который обсуждается с властями данной страны. Цель конвенции и работы КПП – помочь странам укрепить защиту задержанных, а не заклеймить отдельные правительства. Постепенно КПП разрабатывает свод правил, которые помогут странам защитить права задержанных и способствовать тому, чтобы полиция выполняла свои обязанности.

 

Если вы хотите побольше узнать о визите КПП, в Совете Европы есть брошюра “К нам едет КПП – зачем? 15 вопросов и ответов для полицейских”. Экземпляр этой брошюры можно получить в Информационном центре по правам человека.

 

Право на свободу

 

Краткий смысл этого права:

Каждый человек имеет право на свободу и безопасность личности.

Никто не должен подвергаться произвольному аресту и задержанию.

Никто не должен быть лишен свободы, кроме как на законных основаниях и в соответствии с законными процедурами.

(Тексты: Статья 5 ЕКПЧ и Декларация о полиции Статья 8)

 

Здесь мы опять сталкиваемся с таким аспектом правозащитного законодательства, который представляет исключительную важность для полиции. Лишение человека свободы – это серьезная ответственность, которая должна иметь твердые государственные гарантии.

 

Вопрос к читателю: почему полицейские не имеют право арестовывать кого хотят – разве это не их работа?

 

Полномочие полиции на арест и задержание должны быть ограничены рамками законности, так чтобы общественность была уверена, что эти полномочия не создадут почву для злоупотреблений и так, чтобы у полицейских были твердые гарантии в их работе. Эти полномочия должны осуществляться на разумных основаниях и строго по закону.

 

Статья 5 ЕКПЧ приводит полный список из шести законных оснований для лишения человека свободы. Самое важное основание касается повседневной работы полиции:

“законный арест или задержание лица по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения”.

 

Вопрос к читателю: что по-вашему означает “обоснованное” подозрение?

 

Обоснованным подозрение можно считать тогда, когда оно основано на фактах или информации, которая удовлетворила бы объективного наблюдателя в отношении того, что данное лицо могло совершить правонарушение. Разумеется, каждая ситуация – особая, и профессиональному полицейскому необходима хорошая подготовка для приобретения навыков суждения о том, что необходимо предпринять и когда. Кроме того, в Статье 5 приводятся следующие

основания:

 

а. законное содержание лица под стражей после его осуждения судом;

б. законный арест или задержание за невыполнение решения суда или с целью обеспечения любого обязательства, предписанного законом;

в. задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или для того, чтобы оно предстало перед компетентным органом;

г. законное задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также душевнобольных, алкоголиков, наркоманов и бродяг;

д. арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

 

Вопрос к читателю: соответствуют ли эти основания всем ситуациям, в которых Вы оказываетесь на работе?

 

После ареста работа полицейского должна проводиться строго по инструкции. Каждому арестованному необходимо сообщить о причинах ареста на простом, понятном ему языке. Ему нужно сообщить также о фактах и уликах против него. В случае  несовершеннолетнего необходимо сообщить об аресте родителям или законным опекунам. Каждый арестованный или задержанный по подозрению в совершении правонарушения должен незамедлительно предстать перед судьей, а затем, в разумные сроки – перед судом.

 

Все эти законы и процедуры создают немало писанины для полицейских, что нередко вызывает у них раздражение. Напоминайте себе, что все эти бумаги способствуют защите прав человека – тогда, может быть, вы не будете так раздражаться!

 

Право на справедливое судебное разбирательство

 

Краткий смысл этого права:

Каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения против него, на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом.

Каждый человек, обвиняемый в совершении уголовного преступления, считается невиновным, до тех пор пока его виновность не будет установлена законным порядком.

(Текст: Статья 6 ЕКПЧ)

 

Вопрос к читателю: как работалось бы Вам, если бы все подозреваемые считались бы виновными, пока их невиновность не установлена?

 

И снова мы говорим о раздражении – каждый полицейский может вспомнить подозреваемых, которых суд признал невиновными, хотя им самое место в тюрьме. С другой стороны, в любой стране есть масса примеров, когда признанные виновными в совершении преступления впоследствии доказывали свою невиновность. Главное для судебной системы любой страны – не превращать подобные ошибки в норму работы. Для этого полицейским нужны навыки, ресурсы и процедуры для профессионального и эффективного расследования преступлений.

 

Вопрос к читателю: каких навыков, ресурсов и процедур не хватает Вам, чтобы вести работу по расследованию преступлений?

 

Подозреваемые в совершении преступления имеют право на презумпцию невиновности до того, как их виновность доказана. Это значит, что полицейские должны уважать презумпцию невиновности, особенно в обращении и поведении с ними и в публичных заявлениях в их отношении – особенно для средств массовой информации. Мы уже говорили об опасности ложных признаний. Чтобы не полагаться на них, полицейские должны знать и применять научные методы расследования преступлений.

 

Вопрос к читателю: какую роль играют в Ваших расследованиях анонимные информаторы?

 

Этот вопрос рассматривался Европейским Судом по правам человека. Суд признал, что анонимные информанты часто помогают полицейским поймать преступников. Но, по решению суда, данные анонимных информантов должны подтверждаться другими доказательствами: например, показаниями других свидетелей, документальными свидетельствами или признанием обвиняемого.

 

Пять основных правил для лиц, обвиняемых в уголовном правонарушении, изложены в ЕКПЧ. Их цель – гарантировать так называемое процедурное равенство между адвокатом и прокурором, что является важным элементом справедливого суда. Вот они:

 

a. каждый человек должен быть незамедлительно и подробно уведломлен на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;

b. иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;

c. защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника;

d. допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;

e. пользоваться помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде.

 

Вопрос к читателю: как полицейский может помочь обвиняемому воспользоваться этими правами?

 

Право на частную жизнь

 

Краткий смысл этого права:

Каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции.

Не допускается вмешательство со стороны государственных органов в осуществление этого права, за исключением вмешательства, предусмотренного законом и необходимого в демократическом обществе в определенных целях.

(Тексты: Статья 8 ЕКПЧ и Декларация о полиции Статья 15)

 

В художественных фильмах о полиции часто показывают, как полицейские прослушивают телефонные разговоры, ведут слежку за людьми, врываются в дома, а в последнее время – проникают в компьютерные файлы, чтобы собрать доказательства против преступников. Такие действия показаны как логичные и “хорошие”, потому что их цель – привлечь к ответственности “плохих людей”.

 

Вопрос к читателю: в каких случаях Вам разрешается действовать так, как действуют полицейские в этих фильмах?

 

На самом деле полиция в фильмах часто нарушает закон для того, чтобы добиться соблюдения закона. Даже если в тот момент такое поведение кажется самым правильным, в жизни полиция не имеет оснований для нарушений закона, особенно если это касается прав человека.

 

Уважение частной и семейной жизни, неприкосновенности жилища и и корреспонденции являются основными правами человека. Когда  полиция получает полномочия ограничить эти права, такие полномочия всегда даются на законном основании и исключительно для законных целей полицейской работы.

 

Вопрос к читателю: если политический деятель попросит Вас вести слежку за своим политическим противником, что Вы сделаете?

 

Слежка, обыски, перехват корреспонденции и прослушивание телефонных разговоров являются ограничением прав человека и могут производиться, согласно ЕКПЧ, лишь в следующих случаях:

 

в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, экономического благосостояния страны,

в целях предотвращения беспорядков или преступлений,

для охраны здоровья или нравственности

для защиты прав и свобод других лиц.

 

Полиция должна иметь прочные гарантии от злоупотреблений этими полномочиями, так чтобы полицейским не приходилось принимать решений на этот счет без указания соответствующих властей. Закон не может предоставить неограниченное полномочие по установлению секретной слежки, даже в борьбе с серьезными преступлениями или терроризмом.

 

Вопрос к читателю: какие гарантии от злоупотреблений есть в Вашей стране?

 

Право на свободу мысли, вероисповедания и выражения

 

Краткий смысл этого права:

Каждый человек имеет право на свободу мысли, вероисповедания и выражения; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или придерживаться убеждений в богослужении, обучении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Каждый человек имеет право на свободу выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и получать и распространять информацию и идеи.

Ограничения этих свобод могут производиться лишь в законном порядке, если это необходимо в демократическом обществе для определенных целей.

(Тексты: Статья 9 ЕКПЧ и Декларация о полиции Статья 8).

 

Свобода выражения составляет одну из важных основ демократического общества, одно из основных условий для его прогресса и развития каждого человека. В этом вопросе полиция должна демонстрировать такт, умение вести переговоры и поддерживать порядок. Нередко при выражении противоречивых мнений возникает конфликт, что ведет к конфликту прав.

 

Вопрос к читателю: с какими конфликтами подобного рода Вам приходилось сталкиваться?

 

Часто полицию просят защитить людей от дискриминации на основании религии или убеждений. Чтобы выполнить такую задачу, полицейские должны пройти подготовку, получить информацию и инструкцию об уважении и защите этих прав.

 

Конечно, в тех случаях, когда возникает конфликт прав, государство может ограничить права – но эти ограничения должны быть перечислены в законе и соответствовать нуждам демократического общества. Эти ограничения должны отвечать следующим целям:

 

сохранение государственной безопасности,

поддержание общественного спокойствия, здоровья или нравственности,

охрана прав других лиц

 

 Право на свободу собраний

 

Краткий смысл этого права:

Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и на свободу ассоциации с другими.

Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые установлены законом и которые необходимы в демократическом обществе для определенных целей.

(Тексты: Статья 2 ЕКПЧ и Декларация о полиции Статьи 6, 7 и 8)

 

Как и в случае прав, описанных в предыдущей главе, здесь неоходим сбалансированный подход. Публичные демонстрации одной группы лиц могут вызвать ответные демонстрации. И хотя в начале такие мероприятия могут носить мирный характер, потенциально они несут риск насилия. Полицейские нередко оказываются между двух огней. Но право на свободу собраний – это важная часть политической и социальной жизни любой страны и составляет существенную часть деятельности политических партий. Долг государства – обеспечить осуществление этого права, но в некоторых случаях государство может его ограничить:

 

для предотвращения беспорядков или преступлений

для защиты здоровья и нравственности

для защиты прав и свобод других.

 

Вопрос к читателю: какие инструкции существуют в Вашей стране относительно демонстраций?

 

Приспособить полицейские структуры к требованиям современного демократического общества нелегко. Особенно это касается работы в местах массового скопления людей, и тем более, демонстраций. Старый подход полиции – быстрый разгон толпы, которая, как считалось, настроена враждебно – не раз подвергался критике. Раньше никто не думал о том, что демонстрация и применение насилия со стороны полиции впоследствии затрудняет взаимоотношения с общественностью.

 

Новый подход, основанный на принципе служения обществу, ставит своей целью защитить права всех – и тех, кто оказался в толпе, и тех, кто был рядом, и самой полиции. Это значит, что полиция заранее узнает о предстоящих демонстрациях и планирует свои действия на основе переговоров с организаторами. Так налаживается контакт и заранее определяются границы дозволенного для участников демонстрации. Очевидно, что вопрос о применении силы здесь принимает новый характер. Сила применяется не с целью нападения, а с целью защиты как крайняя допустимая мера. (См. также главу 4). На практике современный подход к работе с демонстрациями выражается в том, что полицейские работают в обычной форме (а не в специальном защитном костюме) и размещаются вокруг демонстрантов, а не напротив них. В зависимости от собранной заранее информации о возможности применения насилия полиция располагает свои резервы в неприметном месте, но неподалеку. Если в ходе демонстрации произошла стычка, применяется лишь сила, минимально необходимая для того, чтобы устранить риск ранений для демонстрантов и полиции. По окончании демонстрации очень важно провести обсуждение – как она прошла и почему. Лучше делать это с организаторами демонстрации, это даст ценный урок на будущее.

 

Вопрос к читателю: как Вы работаете на демонстрациях?

 

В права, перечисленные в ЕКПЧ, входит и право создания и вступления в профсоюзы. Такому праву могут воспрепятствовать некоторые работодатели.

 

В Декларации о полиции ничего не говорится о полицейских профсоюзах. Однако в ней сказано, что полицейские имеют право на создание профессиональных организаций и не подлежат наказанию за деятельность в таких организациях.

 

Вопрос к читателю: какие профессиональные организации для полиции существуют в Вашей стране?

 

Право на владение имуществом

 

Краткий смысл этого права:

Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на мирное владение имуществом. Никто не должен быть лишен своего имущества, кроме как в интересах общества и в соответствии с законодательством.

(Тексты: Статья 1 Протокола 1 ЕКПЧ и Декларация о полиции Статьи 1 и 2)

 

Вопрос к читателю: когда, по Вашему мнению, имущество не является имуществом?

 

Имущество – это то, на что вы имеете право по закону, оно принадлежит вам. Вы его купили, унаследовали, или кто-то вам его подарил. Полицейские обязаны защищать право каждого на мирное владение своим имуществом. В качестве примера здесь можно привести защиту дома от нападения соседей или поиски украденного имущества.

 

Вопрос к читателю: как еще полиция защищает право на мирное владение имуществом?

 

В некоторых ситуациях полиция имеет право захватить или конфисковать имущество. В таких случаях полицейские должны обращаться с имуществом в соответствии с правилами и инструкциями.

 

Вопрос к читателю: какие у Вас есть правила и инструкции на этот счет?

 

Захват или конфискация имущества должны производиться мирно (или с минимальным применением силы). Каждый предмет, захваченный или конфискованный на законных основаниях, должен быть зарегистрирован по существующим правилам. Хранить такое имущество нужно в безопасном и подходящем для этого месте, тогда впоследствии его можно будет вернуть или передать законному владельцу. Кроме того, полицейские должны уметь обращаться с потерянным имуществом, переданным в участок.

 

Вопрос к читателю: известны ли Вам случаи, когда полиция конфисковывала или захватывала имущество незаконно?

 

Здесь нужно упомянуть и коррупцию – это большая опасность для полицейских, поскольку всегда найдутся люди, которые захотят предложить полицейскому взятку, чтобы он не выполнил свой долг. В Декларации о полиции на этот счет содержатся строгие запреты. Полицейские должны работать честно, беспристрастно и с достоинством, и особенно они должны воздерживаться и пресекать все попытки коррупции.

 

Вопрос к читателю: как Вы отреагируете, если ваш коллега возьмет взятку?

 

Обнаружив такой факт, начальник полиции должен действовать решительно – иначе пострадает репутация полиции и общественность перестанет оказывать ей содействие.

 

Право на свободу передвижения

 

Краткий смысл этого права:

Каждый человек, законно находящийся на территории государства,  имеет право на свободу передвижения и выбор местожительства на территории этого государства.

Каждый человек имеет право покинуть страну, включая свою собственную.

Эти права не подлежат ограничению, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе для определенных целей.

(Текст: Статья 2 Протокола 4 ЕКПЧ)

 

Вопрос к читателю: как Вы думаете, почему право на свободу передвижения является важным правом в демократическом обществе?

 

Представьте, что вы не можете попасть в нужную вам больницу, потому что кто-то называет эту больницу своей и чинит вам препятствия. Представьте, что вы не можете жить в собственной квартире или доме, потому что соседям не нравится ваш цвет кожи. Представьте, что вас задержали на границе вашей страны и препятствуют вашему въезду. Чтобы не возникало таких проблем, существует право на свободу передвижения.

 

Полиция обязана защищать право на свободу передвижения и выбор местожительства, безо всякой дискриминации реагируя на жалобы о нарушении этого права.

 

Вопрос к читателю: когда государство может ограничить это право?

 

Государство может ограничить это право, но лишь в следующих случаях:

 

в интересах государственной безопасности или общественного спокойствия

для поддержания общественного порядка

для предотвращения преступлений

для защиты здоровья или нравственности

для защиты прав и свобод других

 

Полиция должна разумно пользоваться своими полномочиями на ограничение права на свободу передвижения и выбора местожительства. Вот некоторые примеры, в которых Европейский Суд по правам человека счел такие ограничения оправданными:

 

Правительство наложило следующие ограничения на передвижение члена мафии: специальный полицейский надзор, запрет на выход из дома без уведомления полиции, регистрация в полиции в определенные дни, комендантский час. Эти требования были сочтены необходимыми в интересах общественного порядка и предотвращения преступлений.

 

Когда арестованного отпускают на свободу до суда, и это освобождение ограничено рядом гарантий, свободу передвижения можно ограничить несколькими способами, в том числе, запретив выезд из страны или не выдав заграничный паспорт. Такие ограничения могут быть необходимы для предотвращения преступления.

 

Вопрос к читателю: какие еще примеры законного ограничения свободы передвижения Вы можете привести?

 

“Законность” пребывания иностранца на территории страны определяет государство. Поэтому иностранцы, допущенные в страну временно и на определенных условиях, находятся в стране “законно”, только если они соблюдают эти условия. Это касается, например, беженцев в большинстве стран. Но множество прав человека за ними сохраняется, поэтому полицейские должны обращаться с ними без дискриминации.

 

Право на эффективные средства правовой защиты

 

Краткий смысл этого права:

Эффективные средства правовой защиты: каждый человек, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективные средства правовой защиты перед государственным органом.

Пользование правами без дискриминации: пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или иным обстоятельствам.

(Тексты: Статьи 13 и 14 ЕКПЧ).

 

Права, перечисленные в этом разделе, являются основой для всех остальных прав, указанных в ЕКПЧ и ее протоколах. Полицейские должны знать об этом и применять это в своей работе.

 

Вопрос к читателю: если в Вашей стране кому-то кажется, что его права нарушены, что должен сделать этот человек?

 

Когда государство ратифицирует ЕКПЧ, оно берет на себя обязательство проследить, чтобы права человека были включены в национальное законодательство. Один из важных принципов этого законодательства – это то, что национальные законы предусматривают возможность обжалования для тех, кто считает, что их права были нарушены. Процедуры обжалования в разных странах могут отличаться, но принцип остается неизменным. Те, кто имеют на это веские основания, жалуются на нарушение прав человека по ЕКПЧ. Их  жалоба рассматривается и, в случае необходимости, национальные власти присуждают им компенсацию. Только в том случае, если все возможности обжалования на национальном уровне исчерпаны, жалоба передается в Европейский Суд по правам человека.

 

Если национальные власти отказываются рассматривать подобную жалобу, такой отказ тоже является нарушением прав человека.

 

Доверие и уважение общества можно поддерживать только тогда, когда все жалобы на полицию рассматриваются независимой комиссией, а результаты ее работы предаются гласности. Это значит, что полицейские расследуют жалобы на своих коллег лишь в очень редких случаях – и тогда необходима регулярная проверка результатов таких расследований.

 

Полицейские должны помогать властям страны создавать механизмы обжалования для тех, кто считает себя жертвами нарушений прав человека. Если эти жалобы касаются работы полиции, специальная комиссия может просмотреть официальную документацию. Поэтому очень важно, чтобы полицейские вели и держали всю документацию, относящуюся к их работе в порядке – это касается всех записей, журналов и расписаний дежурств.

 

Вопрос к читателю: какие бумаги из тех, что Вы заполняете, могут понадобиться для расследования подобной жалобы?

 

Очень важно осознать, что права человека касаются всех и что полицейские должны выполнять свои обязанности без дискриминации по признакам, описанным в ЕКПЧ.  Не забывайте, что могут быть нарушены права любого человека – члена вашей семьи, коллеги, лучшего друга – и даже ваши.

 

Заглядывая в будущее

 

Полицейские должны защищать и уважать права человека не только в теории, но и на практике. Права человека являются частью национального законодательства во всех странах Совета Европы. Каждый полицейский должен это знать и соблюдать законы.

 

Для успешной работы в будущем и для обеспечения поддержки со стороны населения, в работе полиции необходимы перемены, и эти введением этих перемен нужно управлять:

 

Отбор и вербовка сотрудников полиции должны проводиться с учетом характера кандидата: будет ли он или она защищать права человека?

 

Базовая подготовка полицейского, обучение на работе и подготовка руководящего состава должны включать в себя ознакомление с правами человека во всех аспектах работы полиции.

 

Структура и состав сотрудников полиции должен отражать состав общества, которому она служит. Это значит, что необходимо разработать такие правила приема на работу, которые предусматривают прием женщин, мужчин, представителей религиозных, этнических и других меньшинств в пропорции, отражающей состав общества. Чтобы обеспечить хороший контакт между полицией и обществом, необходимо уделить особое внимание соотношению задач полиции в данном регионе и в стране в целом.

 

Атмосфера, способствующая уважению прав человека, поможет полицейским работать профессионально, без дискриминации, расизма, мошенничества и коррупции.

 

Прозрачность и подотчетность – полезные принципы, которые гарантируют механизмы контроля с участием широких слоев общества. Они показывают, что все жалобы рассматриваются и проверяются.

 

При подготовке конкретных операций нельзя забывать об уважении прав человека.

 

Международное сотрудничество и обмен опытом может помочь всем полицейским структурам привести себя в соответствие с международными стандартами профессионализма. Сюда входят последние наработки и технологии, а также вопросы политической демократии, законности и прав человека.

 

Полиция не может бороться с преступностью и поддерживать порядок самостоятельно. Ей нужны партнеры в этой работе, а с партнерами – будь то правительство, социальные службы, учебные заведения и общественность – необходим диалог.

 

Только тогда полицейские смогут выполнять свои обязанности профессионально и защищая права человека.

 

 Приложения

Приложение 1 Декларация о полиции

 

Декларация о полиции была принята в 1979 году Парламентской Ассамблеей Совета Европы. С тех пор она широко публиковалась. Хотя она не обладает юридической силой, полицейские власти во многих странах положили ее в основу своих профессиональных стандартов. На время написания данного пособия в Парламентской Ассамблее и в директорате по юридическим делам Совета Европы ведется работа по составлению “кодекса поведения” для европейской полиции.

 

Парламентская Ассамблея Совета Европы

 

Резолюция 690 (1979) о Декларации о полиции

Преамбула. Ассамблея,

 

Принимая во внимание, что для полного осуществления прав человека и фундаментальных свобод, гарантированных Европейской Конвенцией по правам человека и другими национальными и международными инструментами, необходимо наличие мирного общества, где царит порядок и общественное спокойствие;

 

Принимая во внимание, что в этом отношении полиция играет важную роль во всех странах-членах, и что полицию часто призывают к действию в условиях, опасных для ее работников, и что их обязанности осложняются еще больше, если недостаточно определен кодекс поведения для сотрудников полиции;

 

Считая, что сотрудники полиции, нарушившие права человека, или сотрудники полицейских органов, распущенных из-за их бесчеловечного поведения, не должны работать в полиции;

 

Считая, что европейскую системую защиты прав человека могли бы улучшить общепринятые правила профессиональных этических норм для полиции, с учетом принципов прав человека и фундаментальных свобод;

 

Учитывая, что полицейским желательно заручиться активной моральной и физической поддержкой общества, которому они служат;

 

Учитывая, что полицейские должны иметь такой же статус и права, как и гражданские служащие;

 

Считая, что было бы желательно сформулировать инструкции по поведению для полиции в ситуациях войны и чрезвычайного положения или иностранной оккупации;

 

Принимает следующую Декларацию о полиции, которая является составной частью данной резолюции;

 

Поручает своему комитету по парламентским и общественным связям и своему комитету по юридическим вопросам, а также генеральному секретарю Совета Европы дать максимальную огласку данной декларации.

 

Декларация о полиции

 

А. Этика

 

(Части А и Б декларации касаются всех сотрудников и организаций, включая такие органы, как секретные службы, военную полицию, вооруженные силы или военизированные отряды, выполняющие функции полиции, которые обязаны охранять закон, расследовать преступления и поддерживать общественный порядок и государственную безопасность).

 

Полицейский выполняет обязанности, возложенные на него законом, защищая своих сограждан и общество от насильственных, грабительских и других вредоносных действий, как определено по закону.

 

Полицейский действует честно, беспристрастно и с достоинством. В частности, он воздерживается и решительно противостоит всем актам коррупции.

 

Суммарные казни, пытки и другие формы бесчеловечного или унизительного обращения или наказания запрещены при любых обстоятельствах. Полицейский обязан не выполнять или уклоняться от приказов или инструкций, подразумевающих подобные меры.

 

Полицейский выполняет приказы вышестоящих чинов, как положено, но воздерживается от выполнения приказов, которые, как ему известно или должно быть известно, являются противоправными.

 

Полицейский противостоит нарушениям закона. Если допущенное нарушение повлечет за собой немедленный или невосполнимый и серьезный ущерб, он действует незамедлительно по своему разумению.

 

Если нет угрозы немедленного или невосполнимого и серьезного ущерба, он должен предотвратить последствия такого нарушения, или повторное нарушение, сообщив о нем начальству. Если реакции не последовало, он может обратиться в вышестоящие инстанции.

 

Уголовные или дисциплинарные меры не применяются к полицейскому, отказавшемуся выполнить противоправный приказ.

 

Полицейский не участвует в выслеживании, аресте, содержании под стражей или транспортировке лиц, которые не совершили и не подозреваются в совершении правонарушения, но разыскиваются, задерживаются или преследуются по суду из-за расы, религии или политических убеждений.

 

Полицейский несет личную ответственность за свои противоправные действия и за противоправные действия или бездействие по его приказу.

 

В полицейской организации существует четкая подотчетность. Всегда известно, какой руководящий чин несет последнюю ответственность за ошибки полицейского.

 

Законодательство должно предусматривать юридические гарантии и возмещение ущерба, нанесенного в результате действий полиции.

 

Выполняя свои обязанности, полицейский проявляет необходимую решимость для достижения цели, которой требует или которую разрешает закон, но никогда не превышает предел разумного применения силы.

 

Полицейский получает ясные и четкие инструкции относительно способа и обстоятельств применения оружия.

 

Полицейский, под стражей которого находится человек, нуждающийся в медицинском уходе, обеспечивает такой уход силами медиков и, если необходимо, принимает меры по сохранению жизни и здоровья этого человека. Он выполняет указания врачей и других компетентных медицинских работников, когда они оказывают задержанному медицинскую помощь.

 

Полицейский хранит в тайне всю информацию, не подлежащую разглашению, с которой он сталкивается, если это не противоречит его обязанностям или закону.

 

Полицейский, соблюдающий условия данной декларации, имеет право на активную моральную и физическую поддержку общества, которому он служит.

 

Б. Статус

 

Полицейские органы – это государственные органы, созданные по закону, которые отвечают за поддержание и соблюдение закона.

 

Любой гражданин может стать сотрудником полиции, если он отвечает соответствующим требованиям.

 

Полицейский проходит тщательную общую подготовку, профессиональную подготовку и подготовку на рабочем месте, а также необходимые инструкции по социальным проблемам, демократическим свободам, правам человека и особенно по Европейской Конвенции по правам человека.

 

Профессиональные, психологические и материальные условия, в которых полицейский должен выполнять свой долг, таковы, что они защищают его честность, беспристрастность и достоинство.

 

Полицейский имеет право на справедливое жалованье с учетом особых факторов, например, больший риск и ответственность и менее регулярные часы работы.

 

Полицейский имеет возможность организовать профессиональные организации, вступать в них и играть в них активную роль. Он может активно участвовать и в других организациях.

 

Профессиональная организация полиции, если она является представительной, имеет право:

принимать участие в переговорах о профессиональном статусе полицейских;

давать консультации об управлении полицейскими структурами;

вести юридические дела от имени группы полицейских или одного полицейского.

 

Членство в профессиональной полицейской организации и активное участие в ней не приносят полицейскому ущерба.

 

В случае дисциплинарного или уголовного расследования против него полицейский имеет право на беседу и защиту адвоката. Решение принимается в разумный период времени. Он также имеет право на помощь профессиональной организации, в которой он состоит.

 

Полицейский, против которого были приняты дисциплинарные меры или уголовные санкции, имеет право апелляции в независимый и беспристрастный орган или суд.

 

Перед любым судом или трибуналом полицейский имеет такие же права, как и прочие граждане.

 

В. Война и чрезвычайное положение – иностранная оккупация

(эта глава не относится к военной полиции)

 

Полицейский продолжает выполнять свои задачи охраны граждан и имущества во время войны и вражеской оккупации в интересах гражданского населения. Поэтому он не имеет статуса «участника военных действий» и к нему не относятся положения Третьей Женевской конвенции от 12 августа 1949 года, которая касается обращения с военнопленными.

 

Гражданской полиции касаются положения Четвертой Женевской конвенции от 12 августа 1949 года, касающиеся защиты гражданского населения во время войны.

 

Оккупационные власти не приказывают полицейским выполнять задачи, выходящие за рамки упомянутых в Статье 1 данной главы.

 

Во время оккупации полицейский:

не участвует в операциях против сил сопротивления;

не участвует в мерах по использованию населения в военных целях и для охраны военных объектов.

 

Если полицейский выходит в отставку во время вражеской оккупации, потому что его принуждают к выполнению незаконных приказов оккупационных властей, противоречащих интересам гражданского населения, перечисленным выше, и потому что он не видит другого выхода из положения, он может вернуться в полицию как только оккупация закончилась, не теряя прав и преимуществ, которыми он располагал бы, если бы оставался в полиции.

 

Ни во время, ни после оккупации к полицейскому неприменимы уголовные или дисциплинарные санкции за честное выполнение приказа властей, считавшихся компетентными, если выполнение этого приказа входит в его обычные обязанности.

 

Оккупационные власти не применяют дисциплинарных или юридических мер против полиции за выполнение приказов компетентных властей, отданных до оккупации.

 

Приложение 2

 

10 основных правозащитных стандартов правильного поведения для правоохранительных органов

 

Это краткое содержание основных стандартов, сформулированных Международной Амнистией вместе с полицейскими и экспертами из разных стран. Они основаны на стандартах ООН по правоохранительным органам, уголовным процедурам и правам человека.

 

Каждый человек имеет право на равную защиту закона, без дискриминации по каким-либо признакам, особенно от насилия или угрозы. Особое внимание уделяйте защите потенциально уязвимых групп населения – детей, пожилых, женщин, беженцев, переселенцев и представителей меньшинств.

 

Ко всем жертвам преступлений проявляйте сострадание и уважение, и особенно охраняйте их безопасность и частную жизнь.

 

Не применяйте силу, за исключением тех случаев, когда это строго необходимо и в минимально необходимом объеме.

 

Избегайте применения силы против незаконных, но мирных собраний. Разгоняя собрания с применением насилия, силу применяйте в минимально необходимом объеме.

 

Смертоносную силу применяйте только там, где это абсолютно неизбежно, чтобы спасти вашу жизнь или жизнь других людей.

 

Арест производите только на достаточных основаниях и в соответствии с законными процедурами ареста.

 

Проследите, чтобы все задержанные вскоре после ареста получили возможность связаться с родственниками и юристом, а также получили необходимую медицинскую помощь.

 

Обращайтесь со всеми задержанными гуманно. Ни при каких обстоятельствах не совершайте, не подстрекайте к совершению и не попустительствуйте пыткам или жестокостям. Приказы к совершению таких актов не подлежат исполнению.

 

Не совершайте, не приказывайте и не скрывайте внесудебные казни или «исчезновения». Приказы к совершению таких действий не подлежат исполнению.

 

Обо всех нарушениях этих основных стандартов сообщайте начальнику и в прокуратуру. Делайте все, что в ваших силах, чтобы обеспечить расследование подобных нарушений.

 

Международная Амнистия, (Декабрь 1998), 10 основных правозащитных стандартов правильного поведения для правоохранительных органов, POL 30/04/98, Лондон.

 

 Дополнительные источники информации

 

Если вы хотите получить более подробную информацию о работе полиции и правах человека или более общую информацию о Совете Европы, пожалуйста, обращайтесь по адресу:

 

The Human Rights Information Centre

Council of Europe

F-67075 Strasbourg Cedex

Tel: ++33 (0)3 88 41 20 24

Fax: ++33 (0)3 88 41 27 04

E-mail: HumanRights.Info@coe.int

 

Вместе с ассоциацией Сотрудничества с европейскими правоохранительными органами директорат по правам человека при Совете Европы опубликовал сборник материалов по работе полиции и правам человека. Он называется «Пропаганда достоинства». Здесь содержатся основные источники по теме, публикации на острые и провокационные темы, статьи из правозащитных журналов и журналов для полицейских. Цель сборника – предоставить обзор полезных материалов для тех, кто интересуется работой полиции и правами человека. Очень важно, что «Пропаганда достоинства» содержит ссылки на публикации на нескольких языках, что позволяет познакомиться с литературой в Европе и за ее пределами.

 

Марк Тейлор – независимый педагог и консультант, проживающий в Страсбурге. Он работает в основном в области обучения межкультурной и правозащитной тематике и планирования международных проектов.

 

Права человека в работе полицейских

 

Защищая и уважая права человека, полицейские должны применять эти принципы и на практике. Права человека являются частью национального законодательства стран-членов Европейского Союза. Каждый полицейский обязан это знать и выполнять закон.

 

Для успешной работы в будущем и для обеспечения поддержки со стороны населения, в работе полиции необходимы перемены, и эти введением этих перемен нужно управлять:

 

При вербовке и отборе сотрудников полиции нужно учитывать характер кандидата: станет ли он или она защищать права человека?

 

Базовая подготовка полицейского, обучение на работе и подготовка руководящего состава должны включать в себя ознакомление с правами человека во всех аспектах работы полиции.

 

Структура и состав сотрудников полиции должен отражать состав общества, которому она служит. Это значит, что необходимо разработать такие правила приема на работу, которые предусматривают прием женщин, мужчин, представителей религиозных, этнических и других меньшинств в пропорции, отражающей состав общества. Чтобы обеспечить хороший контакт между полицией и обществом, необходимо уделить особое внимание соотношению задач полиции в данном регионе и в стране в целом.

 

Атмосфера уважения к правам человека поможет полицейским работать профессионально, без дискриминации, расизма, мошенничества и коррупции.

 

Прозрачность и подотчетность – полезные принципы, которые гарантируют механизмы контроля с участием широких слоев общества. Они показывают, что все жалобы рассматриваются и проверяются.

 

При подготовке конкретных операций нельзя забывать об уважении прав человека.

 

Международное сотрудничество и обмен опытом может помочь всем полицейским структурам привести себя в соответствие с международными стандартами профессионализма. Сюда входят последние наработки и технологии, а также вопросы политической демократии, законности и прав человека.

 

Полиция не может бороться с преступностью и поддерживать порядок самостоятельно. Ей нужны партнеры в этой работе, а с партнерами – будь то правительство, социальные службы, учебные заведения и общественность – необходим диалог.

 

Только тогда полицейские смогут выполнять свои обязанности профессионально и защищая права человека.

 

 

  

Hosted by uCoz