Введение в концепцию прав человека. Виктор Осятинский

·  Введение

·  Категории прав человека

·  Природа прав человека

·  Позитивные и моральные права человека

·  Права человека в национальной правовой системе

·  Необходимость прав человека

·  Права человека в сравнении с другими ценностями


Введение

Права человека являются универсальными моральными категориями, фундаментальными по природе, которые являются неотъемлемой составной частью для каждого человека в его (или ее) отношениях с государством. Концепция прав человека включает в себя три аспекта: во-первых, каждая власть имеет свои ограничительные рамки; во-вторых, у каждого человека есть своя автономная сфера, в которую никакая сила не может вторгнуться; в-третьих, каждый человек может сделать серьезное заявление против государства с целью защиты своих прав. Права человека принадлежат к категории моральных прав, однако они отличаются от других моральных прав по ряду причин. Моральные права могут принадлежать индивидууму в связи с его определенным местом или ролью в обществе. Права человека, наоборот, являются универсальными: они принадлежат всем людям, в любых ситуациях, независимо от социального положения. Тогда как некоторые моральные права могут считаться приобретенными человеком, права человека присущи ему с рождения, т. е. принадлежат каждому человеку как таковому, и каждый появляется на свет, уже обладая этими правами. Права человека неотъемлемы, что означает невозможность лишить их индивидуума или же невозможность добровольного отказа от этих прав. Другие же моральные права могут быть добровольно ограничены, отданы или даже ликвидированы индивидуумом.

Наконец, заявление о необходимости располагать другими моральными правами нуждается в подтверждении, тогда как случай с правами человека в подтверждении не нуждается: они принадлежат человеку по той только причине, что он - человек. Кроме того, сами права человека вырабатывают достаточное подтверждение для заявлений, которые на них базируются. Способность заявить о чем-либо является наиболее важным аспектом прав человека. Человек, не имеющий прав, может спрашивать, просить, жаловаться на тех, кто вмешивается в его жизнь.

Обращение с просьбой, жалобой, ходатайством является результатом неравенства и может привести к рабству или разного рода подтасовкам. Обращение же с заявлением, наоборот, подразумевает значительную адекватность ситуации вопреки актуальным, часто желаемым, различиям в социальных позициях иерархии власти. Заявление предполагает свободу. Раб или крепостной всегда просит, тогда как свободный индивидуум требует. Способность требовать является важным составляющим фактором человеческого достоинства. Защита достоинства, в свою очередь, является одной из основных функций прав человека. Другие функции тесно связаны с достоинством и свободой.

В отличие от многих других моральных или юридических прав, права человека выражаются через заявление индивидуума против государства. Индивидуум находится в неравной с государством позиции. Государство может навязать свою волю индивидууму и использовать принудительную силу для осуществления своего решения. Образно выражаясь, государство размахивает мечом над головой людей. Фактически же меч находится в руках ответственных официальных лиц государства с их человеческими слабостями, страстями и интересами. А ведь они могут злоупотребить той силой, которую им дает меч. Таким образом, людям нужен щит, прикрывающий их от несправедливых ударов меча. Таким щитом, дающим индивидууму безопасность перед деятельностью государства, и являются права человека.


Категории прав человека

Права человека служат человеческому достоинству различным образом и могут быть соответственно разделены на субкатегории.

Личная свобода защищает автономию индивидуума и не дает государству вторгнуться в сферы индивидуальной свободы.

Политические права позволяют человеку получать информацию о делах общества, в котором он живет, и участвовать в решениях, принимаемых этим обществом, путем объединения, ассоциации с себе подобными, голосования на выборах, возможности быть избранным и пр. В этом случае человеческое достоинство подтверждается тем, что человек становится более субъектом, чем объектом решений, касающихся индивидуума и общества.

Так называемые процедурные права защищают индивидуума от произвола решений государства и вооружают его инструментом для защиты других своих прав.

И наконец, так называемые социальные права предусматривают минимальную экономическую безопасность для каждого индивидуума, без чего тот не сможет заявить о своих правах достойным образом. Они отличаются от других прав в основном тем, что создают для индивидуума возможность заявить государству о необходимости получения благ или услуг, которые другие люди обеспечивают себя собственными усилиями.


Природа прав человека

Подразделение прав на различные категории уходит корнями в историю концепции прав. Веками проходил процесс постепенного признания индивидуальной свободы и ограничения власти правительства. Утверждение свобод характеризовало так называемый "старый конституционализм", широко распространенный в средневековой Европе. Подобным образом шел и процесс возрастания роли закона, призванного ограничить произвол правительств. С появлением королевских и церковных советов, ранних парламентов идеи участия и представительства получили практическое развитие. Наконец, христианские сообщества согласились с идеей ответственности за основные жизненные нужды своих членов. В последствии, эта ответственность была взята на себя абсолютными монархами, а по сути, стала одним из оправданий власти "просвещенных монархов", а затем и современного государства.

В эпоху просвещения многие из этих средневековых идей оформлялись в последовательную философскую концепцию прав человека. Эта идея была направлена против абсолютизма монархов, уделяя особое внимание индивидуальным свободам и ограничению власти правительства. В Соединенных Штатах идея индивидуальных прав стала оправданием независимости, и в последствии явилась началом американской государственности. Во Франции идея прав человека и гражданина оправдывала Французскую революцию. Несмотря на это, концепция прав человека в эпоху Просвещения носила ограниченный характер. Хотя она и освободила людей от цепей рабства, она предоставила политические права только ограниченному количеству частных собственников, оставив по другую сторону женщин и детей, неимущих и людей с небелым цветом кожи по всему миру. Так в Соединенных Штатах, концепция этих прав не предотвратила истребления коренных американцев и порабощения черного населения. Девятнадцатый век стал свидетелем расширения идеи о правах. Появились новые концепции, которые призывали пожертвовать индивидуумом ради групп: наций, обществ, неограниченного большинства и общественных классов. В Европе, где отмечался значительный рост социальных проблем, идея о правах распространилась настолько, что стала предлагать защиту основных социальных и экономических нужд каждого члена общества. Новая концепция включала также непременные обязательства государства регулировать производственно-рыночные отношения с целью исключить особенно безжалостную эксплуатацию и защитить работника перед лицом доминирующей власти собственника. Так, концепция "свободы от правительства" расширилась до уровня концепции "свобода через правительство". Незначительное количество людей проповедовало идеи прав человека на острие колонизации, национализма, неограниченной демократии и классовой борьбы. Призывы к лучшей жизни выражались через концепцию благосостояния, истории нации, больших благ для большего числа людей или социальной справедливости, а не через концепцию прав человека.

Концепция прав человека стала общепризнанной после второй мировой войны. Геноцид, осуществленный демократически выбранным немецким фашистским режимом, открыл глаза на необходимость ограниченного во власти правления, способного регулировать страсти большинства. Моральный императив осуждения нацистских преступников выразился в возрождении концепции естественного права. Крушение расизма привело к расширению концепции индивидуальных прав для всех людей, что в свою очередь ускорило падение колониальной системы. В 1948 году Всеобщая Декларация Прав Человека закрепила гражданские, политические и социальные права как всемирные универсальные поведенческие стандарты.


Позитивные и моральные права человека

После 1948 года развитие прав человека заключалось в увеличении параметров прав, признанных как права человека, и в развитии инструментов дальнейшего усиления этого процесса. Важно посмотреть на различия между моральным и позитивным правом. Моральные права обычно предусматривают обоснованное требование чего-либо. Однако, они не обеспечивают эффективного претворения прав в жизнь. Когда человек заявляет, что нарушены его моральные права, он может воззвать к совести нарушающего, к всеобщим моральным стандартам, к общественному мнению, суду истории и т.д. Все эти воззвания могут красиво звучать, но вряд ли будут эффективны в случае, если речь идет о явно недоброжелательной акции. Позитивные юридические права, напротив, могут звучать не так красиво и нести в себе меньше морали, но как защита будут более эффективны. Человек не должен оправдывать свои законные права, он их доказывает. Юридический статус прав человека обеспечивает их гораздо лучшей защитой, чем моральный.

Основная проблема с легализацией прав человека заключается в том простом факте, что права эти имеют целью ограничение той власти государства, которая их и легализует. Подобные акты самоограничения власти достаточно редки. Они встречаются в таких чрезвычайных обстоятельствах, как революционные изменения, проигранные войны или легитимизация вновь созданных государств. Они также могут произойти под давлением других государств. Таким был, например, случай с правами человека, которые были впервые определены и установлены ведущими демократическими государствами Запада.

За Всеобщей Декларацией 1948 года последовал ряд международных и региональных документов, целью которых была защита определенных прав. Некоторые из этих документов лишь упоминали эти права и давали их обоснования без каких бы то ни было механизмов придания им силы закона, что было оставлено для дополнительных протоколов. Как правило, протоколы или региональные соглашения подписываются теми странами, которые уже сделали права человека своей внутренней правовой и конституционной нормой. Большинство попыток повлиять на другие страны вызвало ответную реакцию, в которой явно звучал принцип государственного суверенитета.


Права человека в национальной правовой системе

Весьма обещающим представляется инкорпорирование прав человека в конституционном государстве. Однако, некоторые конституции провозглашают определенные права, не предусматривая механизмов для их осуществления. Цель решительной борьбы за права человека в сегодняшнем мире - сделать конституционные и законные обещания действенным инструментом для защиты прав.

Права человека во внутреннем законном укладе могут иметь или конституционное, или законодательное закрепление. Определенные законом права дают защиту от исполнительной власти, тогда как конституционные права защищают индивидуума и от законодательной. Права, предусмотренные в конституции, не могут быть ограничены или изменены временным большинством. Исключения составляют определенные обстоятельства, описанные в самой конституции. При этом необходимо четко соблюдать указанные в конституции процедуры. Таким образом, конституционные права ограничивают рамки "обычного" политического действа, они приобретают солидное звучание, защищенное правами, и находятся вне досягаемости решений большинства. В большинстве конституционных систем гражданские свободы и политические права принадлежат к категории конституционных прав, которые устанавливают ограничения для большинства. Защита социальных прав от большинства намного сложнее. Международные документы по социальным правам требуют не их конституционности, а лишь защиты, определенной законом. Решения, принятые конституциями демократических государств, в этом отношении различны.


Необходимость прав человека

Несмотря на то, что права человека изначально появились как инструмент защиты против тирании недемократических властей, они нужны как при демократии, так и при автократии. Со времен суда над Сократом хорошо известно, как нечувствительны и безразличны к меньшинствам и индивидууму могут быть демократии. Пока демократия определяет путь, на котором будут приняты социальные решения, права человека устанавливают ограничения на содержание решений, которые могут быть приняты любой властью, включая демократическую.

Опасность неограниченной мажоритарной демократии особенно высока во вновь образовавшихся демократиях Центральной и Восточной Европы, где демократия была долгожданным, но так и не реализованным идеалом. Более того, разрушение многонациональных и многоэтнических государств привело к взрыву национализма, а также привело в движение те средства, которыми новые лидеры могут добиться легитимности и народной поддержки. В некоторых странах национальные войны нарушили все права человека всего населения. В других местах права этнических меньшинств были ограничены. Есть еще много стран, где опасность религиозного фундаментализма угрожает правам религиозных меньшинств. Националистические и фундаменталистические тенденции увеличиваются по причине экономических трудностей и обманутых надежд народа, который ожидал, что вслед за политическими изменениями сразу же придет экономическое улучшение. Массовое разочарование приводит к использованию лидерами "символических политиков". Более того, установление демократии оказывается очень сложным процессом, основанным на экспериментальном методе проб и ошибок. Защита прав человека явилась важным ограничением подобных экспериментов, мешающим принести индивидуума или меньшинство в жертву процессу перехода к демократии.

Таким образом, права человека очень важны сегодня для стран, начавших переход к демократии, как это было в тех же странах в 1970-х и 1980-х годах, когда там господствовали тоталитарные режимы. Здесь, надо сказать, существует опасность крушения иллюзий в области прав человека. С одной стороны, многие члены антикоммунистической оппозиции, пришедшие к власти, стали в своих посткоммунистических правительствах меньше интересоваться правами человека и больше властью как таковой. С другой стороны, многие люди, включая активистов в области прав человека, ожидали, видимо, слишком многого от самой лишь идеи прав человека.

Со времен принятия в 1948 г. Всеобщей Декларации концепция прав человека увеличила свою значимость и приобрела более широкое моральное звучание. В 1975 году после подписания Заключительного Акта Хельсинкской Конференции по Безопасности и Сотрудничеству в Европе права человека стали принятым стандартом в международных делах: страны, подписавшие акт, могли осуществлять наблюдения за правами человека в других странах и потребовать сокращения их нарушений. Права человека стали весьма привлекательной почвой для оппозиционных и диссидентских групп в условиях тоталитарных и авторитарных режимов. Во-первых, они столкнулись с реальными проблемами массовых нарушений прав человека. Во-вторых, с середины 1970-х годов, когда в Польше оппозиционные группы защищали права рабочих, права человека стали эффективным инструментом, мобилизующим массовую поддержку оппозиции. В-третьих, права человека обеспечили международное признание и поддержку оппозиции. Следует признать, что почти все жалобы и заявления были выражены в рамках концепции прав человека. Малейший отход от устоявшихся социальных и политических ценностей преподносился как нарушение прав. В конечном итоге права человека стали синонимом демократии, прогресса, экономического благосостояния, общих благ, равенства, справедливости, и любой ощущал их великую ценность. Понимание того, что это является упрощением и не служит правам человека, всегда идет медленно и болезненно. Для активистов групп по правам человека в посткоммунистических странах всегда тяжело понять и донести до своих сторонников мысль о том, что права человека - не волшебный ключ, открывающий двери в счастье и справедливость, а всего лишь один из многих принципов, которые должны сосуществовать в демократическом государстве, основанном на принципе власти закона.


Права человека в сравнении с другими ценностями

Права человека не только отличаются от других желаемых ценностей, но и могут быть в явном противоречии с ними. Хотя существует, например, право человека быть членом правительства, права человека - не синоним демократии; как раз наоборот, права человека ограничивают свободу демократических решений путем защиты прав меньшинств и индивидуумов. В будущем в области экономического прогресса и благосостояния права человека могут порой замедлить экономический рост, направляя часть бюджета в "непроизводительные" сферы, ограничивая свободу контрактов или вводя экономические ограничения на работу промышленных предприятий. Несмотря на то, что права человека являются базой правовых норм, они не идентичны с понятием законности, иногда они сталкиваются с уже промульгированными законами, которые могут нарушать права человека. Несмотря на то, что человек имеет право на социальные блага, права человека не являются синонимом социального равенства; перераспределение является лишь одним из способов выполнения основной задачи социальных прав, т.е. достижения экономической безопасности (в большей степени, чем равенство условий жизни). Все прочие ценности представляют большую важность и легитимируют задачи общественной политики, которая вводится, однако, не такими средствами, как права человека. Достаточно часто такие ценности как экономический прогресс, общие блага, равенство и социальная справедливость становятся лишь достоянием политических процессов, происходящих в парламентах. Тот факт, будет ли общество жить в условиях высокой инфляции или возрастающей безработицы, зависит от принимаемых политических решений. Также от политических решений зависит, хочет ли общество иметь более высокие налоги и более широкое социальное потребление или более низкие налоги, меньше социальных программ и больше уверенности в своих силах или неправительственную благотворительность. От политических же решений зависит, хочет ли общество иметь систему эдравоохранения, контролируемую государством, или ограничиться системой частного страхования, контролируемой государством. Подобным же образом, в каждом обществе есть место коллективным действиям и защите интересов групп населения, тогда как права человека не являются коллективными правами и не идентичны защите интересов.

Как было указано, права человека составляют ценности, находящиеся вне политического процесса и над ним. Что касается другого рода ценностей, вещей или интересов, то когда права человека вступают в противоречия с такими интересами или ценностями, они, по сути дела, попирают другие интересы, становясь своего рода козырем в этой борьбе. Это один из моментов, определяющих "фундаментальный" характер прав человека.

Будучи фундаментальными, права человека, тем не менее, не абсолютны. Они могут быть попираемы и часто попираются другими ценностями. Так, запрещение пропаганды расизма или призывы к бунту ограничивают свободу самовыражения, некоторые действия полиции и следователей нарушают тайну частной жизни и т.д. Важно то, что подобное вмешательство в сферу личных прав не является произвольным, что оно ограничивается теми случаями, которые известны до того, как данная ситуация имела место, а подобное вмешательство не нарушало соответствующий закон.

В конституционном государстве условия, при которых права человека могут быть попраны, досконально изложены в конституции. Короче говоря, конституция определяет, какие права могут быть ограничены законодательством (и до какой степени) для того, чтобы защитить ущемляемые интересы граждан. И наконец, конституции предусматривают ряд специфических ситуаций и процедур, когда некоторые права могут быть приостановлены по чрезвычайным причинам. Фундаментальный характер прав человека означает, что любая приостановка этих прав государственной властью должна быть юридически подтверждена и иметь под собой конституционную основу

 

Hosted by uCoz