МОНИТОРИНГ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Сталкиваясь с нарушениями прав человека, мы в первую очередь пытаемся что-либо предпринять, чтобы  помочь человеку. Иногда это довольно легко, иногда трудно,  порой невозможно. Мы используем разные методы, стучимся в разные двери и, если так и не смогли добиться успеха, либо полностью падаем духом, либо пытаемся понять причины своего поражения. И вполне может оказаться, что мы просто применили не те методы или стучали не в те двери. Именно поэтому при профессиональной правозащитной работе недостаточно просто помогать людям защитить или восстановить их права, необходимо исследовать ситуацию, чтобы определить истинные причины нарушения этих прав и найти наиболее эффективные способы их защиты, при которых мы сможем отстоять права не только отдельного человека, а целой группы лиц и предотвратить новые нарушения. Более того, уже в процессе исследования ситуации мы должны ее изменять к лучшему. Именно это, в общих чертах, и есть правозащитный мониторинг.

 

 Существует ряд определений понятия «мониторинг» как вида социологического исследования:

1.     Мониторинг (предупредительный, предохраняющий) – система регулярного измерения изменений, происходящих в обществе или каких-то его подгруппах, при условии регулярного применения одних и тех же принципов выборки и одного и того же инструментария для сбора данных.

2.     Социально-политический мониторинг – постоянный, систематический сбор информации в целях наблюдения и контроля за ходом развития какого либо социально-политического явления или процесса и его прогнозирования.

3.     Кейс-стади – исследование единичных случаев изучаемого феномена и их интенсивный анализ, включающий интервьюирование индивидуума, изучение документов его жизни или случая, который с ним произошел, анализа социальной ситуации в свете поставленной проблемы и формулировки основных выводов и рекомендаций по разрешению возникшей проблемы.

 

 Правозащитный мониторинг может включать в себя все эти понятия и использовать все эти методы исследования в различных комбинациях. Наиболее известные его определения:

Мониторинг/проверка/наблюдение – активный и интерактивный процесс в обществе, направленный на улучшение ситуации в области прав человека в целом, который может преследовать решение 2 задач:

·         Диагностический мониторинг – выяснение ситуации, причины ее существования и предписание необходимых мер;

·         Задачи развития в области прав человека, основанные на анализе ситуации с целью предотвращения, смягчения и разрешения ситуации в данной области. ( ЦПЧ)

Мониторинг прав человека – это запланированное, систематизированное, проводимое по принятой схеме исследование выбранного участка общественной действительности с целью достижения изменений без применения насилия. (ХФПЧ)

 

Главная цель мониторинга -  улучшение ситуации с правами человека.

 

 

Задачи мониторинга:

1. Активный, плановый сбор и обработка по возможности исчерпываю­щих данных о состоянии с правами человека в конкретной области для анализа ситуации

2. Сравнение действительного состояния с формально принятым в го­сударстве законодательством, нормами международного права и ис­следование практического его соблюдения в данной области

3. Определение причин нарушений и поиск разумных решений измене­ния ситуации

4. Накопление материалов, необходимых для дальнейшей деятельно­сти в выбранном направлении

 

Ключевые принципы мониторинга:

1. Детальность и точность собираемой информации, ее проверка и от­четность.

2. Конфиденциальность информации и источников

3. Объективность и непредвзятость

4. Внимание по отношению к физической и социальной безопасности пострадавших, свидетелей и других источников.

 

 Функции мониторинга:

Познавательная функция - диагноз ситуации (диагностический мониторинг) – проводится в тех случаях, когда мы точно не знаем, какие нарушения прав человека преобладают, степень их нарушения (например, мониторинг прав человека в России)  

Функция поддержки действий на благо общества - сбор аргументов  для того, чтобы убедить власть и сограждан в необходимости изменений - передавать информацию вышестоящим органам или партнерам – проводится в тех случаях, когда мы точно знаем какие нарушения прав человека мы хотим предотвратить (мониторинг условий работы районных судов, мониторинг права на свободу от пыток)

Профилактическая функция или наблюдение, контроль за публичной    властью, когда само присутствие как способ воздействия (мониторинг выборов, мониторинг судеб­ного заседания, мониторинг действий полиции во время демонстрации в Белфасте...)

 

Иногда проводимый мониторинг может совмещать разные функции (например,  диагностический и профилактический одновременно). Это во многом зависит от методов действия, выбранных для проведения конкретного мониторинга, например, если при проведении мониторинга права на справедливое судебное разбирательство мы используем демонстративный мониторинг отдельных судебных заседаний, то оказываем одновременно профилактическую функцию.

 

Что может подлежать мониторингу?

·         Соблюдение одного конкретного права (на жизнь...)

·         Соблюдение прав представителей определенной группы (мень­шинств, инвалидов, бомжей...)

·         Соблюдение всех или избранной группы прав лиц, пребывающих в изоляционных заведениях закрытого и открытого типа (тюрьмы, больницы...)

·         Соблюдение прав человека в контактах с лицами, представляющими государственные учреждения (арест, участие в судебном процессе...)

·         Соблюдение прав человека во время связанного с конкретной ситуа­цией контакта с людьми, выполняющими предусмотренные законом параполицейские профессии (охранники, контролеры, частные детек­тивы...)

·         Соблюдение прав человека государственными учреждениями, распо­лагающими властными полномочиями (полиция, таможня, судебные приставы...)

·         Соблюдение прав человека государственными учреждениями, прово­дящими кампании (выборы, борьба со стихийными бедствиями...)

·         Соблюдение прав человека службами охраны общественного поряд­ка, участвующими в ликвидации нарушающих право акций протеста (блокирование дорог, оккупация правительственных зданий), а также во время противодействия нарушениям правопорядка участниками массовых мероприятий (матчи, концерты...)

·         Внедрение какого-либо закона, важного для прав человека (новый за­кон «О порядке регистрации по месту жительства» или «Об адресной социальной помощи...)

 

  ШАГИ МОНИТОРИНГА 

Схема шагов мониторинга была разработана на основе материалов Ноттингемского университета и Хельсинкского Фонда, и, хотя она выглядит как последовательность этапов, на практике ее соблюдение абсолютно невозможно, да и не нужно. Шаги постоянно пересекаются между собой, дополняя и обогащая друг друга.

 

1        ШАГ - Определение проблемы

Предварительный анализ ситуации – от этого зависит выбор темы исследования, наиболее актуальной для данного региона, обычно этих тем много.

Варианты сбора предварительной информации:

Беседы с экспертами

Групповое интервью

Предварительный анализ права

Анализ результатов научных и иных исследователей

Анализ прессы, беседы с журналистами

Анализ жалоб граждан

Визиты

Оценка собственных возможностей – от этого зависит выбор актуальной либо прецедентной темы исследования, помочь в разрешении которой в наших силах. На этом этапе полезно оценить как собственные силы и возможности, так и силы противников и союзников, внешние факторы и календарь политических событий.  С самого начала нужно решить – ради чего мы будем проводить исследование, и как мы сможем потом использовать его результаты. (Например, нужно привлечь внимание к проблеме,  или какой-либо Комитет ООН готовится рассматривать правительственный Доклад о соблюдении какого либо Договора, или мы хотим изменить законодательство)

При этом учитывается:

• Мандат – кто мы? - полиция ООН по гражданским или административным на­рушениям, международная организация с определенной миссией со­гласно Государственному Соглашению, член Комиссии по правам че­ловека или помощник депутата, правозащитная организация, просто наблюдатели

• Взаимоотношения с властями – есть ли возможность доступа в место исследования (суд, тюрьму, детдом …), каковы гарантии вы­полнения рекомендаций и может нужно уже сейчас искать союзников.

• Опыт партнеров и дополнительные навыки в области прав человека - наличие опыта мониторинга, возможность привлечения специалистов, четкое по­нимание того, что мы собираемся исследовать и зачем.

 

Планирование мониторинга - определив тему мониторинга, необходимо ее конкретизировать, решить каким методом вы будете действовать (кейс-стади, социологическое исследование, социально-политический мониторинг). Например:

Мониторинг поведения группы лиц – «Мониторинг поведения  милиции во время проведения демонстрации» - какие обязанности по соблюде­нию прав других лиц должна выполнять милиция —  конкретные вопросы: действия  милиции (кодекс действий должностных лиц) во время демонстраций - ведение переговоров, применение спецсредств... Данные мониторинга могут быть использованы как свидетельство нарушения прав демонстрантов в последующем судебном процессе.

Мониторинг конкретного права (например, свобода от пыток) – исходит из предположения или уверенности, где это право может нарушаться и кем: заведения изоляционного (тюрьмы, психбольницы) или ка­зарменного (интернаты, приют) типа, действия властей (милиция, чинов­ник, учитель) — аресты, задержания, наказания..., либо базируется на частых  жалобах граждан на нарушение именно этого права.  Сужение темы – мониторинг соблюдения права на свободу от пыток при ведении следственных действий или в тюрьмах данного региона. Данные мониторинга могут быть использованы для привлечения внимания к проблеме или как дополнительный аргумент в судебном процессе, так как факт применения пыток обычно трудно доказать и типичность нарушения этого права служит косвенным подтверждением возможности его нарушения и в конкретном случае.

Мониторинг лиц, находящихся в изоляционных заведениях – в случае свободного доступа можно рассмотреть подробно, какими правами обладают заключенные, при этом  каждое право рассмотреть отдельно: жилищные условия, здравоохранение, доступ к образованию, право на получение корреспонденции, принудительный труд и т.д. При отсутствии доступа можно исследовать отдельные случаи, по показаниям освободившихся или родственников заключенных доказывать типичность нарушения каких либо прав заключенных. Официальные данные могут быть использованы и в интересах тюремщиков, заинтересованных в дополнительном финансировании тюрем и готовых ради этого обращать внимание на соблюдение прав заключенных и обеспечить доступ общественности в тюрьмы с гуманитарными или культурными миссиями. Это обязательно вызовет улучшение положения заключенных, так как в «прозрачная» тюрьма поневоле окажется под контролем общественности. Неофициальные данные можно использовать для защиты отдельных заключенных.

Мониторинг сексменьшинств -  абсолютно непопулярное, но интересное вам как прецедент право можно увязать с правами иных лиц, например как право наследования при отсутствии завещания для лиц, не являющихся прямыми наследниками или родственниками, но долгое время проживавшими вместе и ведущими общее хозяйство (например, дальний родственник или друг долгое время досматривал больного человека, а после его смерти дети оспаривают право наследования им имущества).

 

2         ШАГ Анализ проблемы в терминологии прав человека (международные стандарты) – ведется на всех шагах мониторинга. Сначала – обзорно, чтобы определить правовое поле и стандарты, потом сравнивая каждый исследуемый случай с этим стандартом.

Примерные этапы:

·         Анализ законодательства для нужд мониторинга – соответствие внутреннего законодательства международным стандартам. При этом следует учитывать, что если внутреннее законодательство шире защищает права человека, то для определения стандарта права используются внутренние нормы, если уже, то приоритет международным стандартам. Например – право на рассмотрение дела в разумные сроки (международный стандарт) – в течение 10 дней (внутренние стандарты) или  свобода от жестокого обращения (международный стандарт) и разрешение физического наказания детей в школах (внутренние стандарты)

·         Определить, является ли исследуемая вами ситуация или факт  нарушением прав человека (взаимоотношение личность и государство): например, милиционер избивает задержанного (да) – подрались 2 заключенных (нет, но если тюремщики не предприняли никаких мер для защиты или расследования случая - да, так как государство обязано обеспечить безопасность заключенным)– один сосед избивает другого (нет, но если сосед обратился в суд, а у него не приняли заявление – да, нарушено право на справедливое судебное разбирательство) - родители избивают своего ребенка или муж жену (да, так как государство обязано предотвращать насилие в семье).

 

3        ШАГ Определение причин проблемы

Сбор возможно более исчерпывающей информации по теме различными методами (анализ документов, интервью, опрос, наблюдение и т.д.) с помощью специально обученной команды, состоящей из мониторов и специалистов в данной области. Анализ полученной информации, определение причин проблемы (может быть несоответствие внутреннего права международным стандартам; незнание правовых норм или их игнорирование в «интересах общества», отсутствие контроля, финансовая зависимость и т.д.)

При сборе информации полезно пользоваться инструментарием, разработанным на основе анализа права, чтобы можно было сравнивать результаты, анализировать ситуацию и вырабатывать рекомендации. (Подробнее см. Мониторинг прав человека ХФПЧ) Необходимо отметить важность перепроверки информации, которая начинается фактически уже со 2 источника. При этом следует обращать внимание на степень заинтересованности и объективности источника в проводимом исследовании. Поэтому вопросы часто нужно формулировать так, чтобы даже очень предвзятый источник не смог вас обмануть.

Команда для мониторинга должна соответствовать его потребностям и учитывать не только профессиональные качества мониторов, но возможно и личностные, внешние данные, пол, возраст, национальность, вероисповедание. Например, для мониторинга тюрем – врач-криминолог, юрист, бывший работник тюрьмы, мониторы-наблюдатели – возможно женщины средних лет в скромной одежде или священник и т.д.  (Подробнее см «Мониторинг насилия в Африке»)

 

4         ШАГ Выработка рекомендаций

Написание доклада – это описание ситуации и ее анализ, подготовка рекомендаций, комплектация доказательств, материал для дальнейших действий и учебный материал.

При написании доклада полезно заранее определить, на кого он направлен, так как от этого зависит стиль и язык доклада. Например, доклад для привлечения внимания к проблеме должен быть направлен на широкую аудиторию и написан ярко и убедительно, доклад для правительства – сухо, с цифрами, таблицами, подсчетами, подробным описанием международных стандартов и напоминанием об обязательствах страны перед ООН или Советом Европы. Рекомендации могут быть как конкретными – привести закон в соответствие с международными нормами, отменить конкретный пункт, так и расплывчатыми – обеспечить контроль за соблюдением прав заключенных на медицинскую помощь…

Основные разделы доклада – см. материалы ХФПЧ и ЦПЧ.

 

5         ШАГ Выработка стратегии действий для того, чтобы наши рекомендации были выслушаны и выполнены. Фактически они должны начаться уже на 1 шаге. Первоначальный сбор информации – это уже привлечение внимания общественности к проблеме, это сигнал властям, что вы контролируете ситуацию. Сбор информации – это одновременно правовое просвещение, акцентирование внимания властей на отдельных вопросах, поиск союзников и попытка привлечь к себе противников и сделать их союзниками, это поиск путей решения проблемы, это начало активных действий – например, судебных тяжб. Для обеспечения выполнения рекомендаций можно заранее вовлечь власть или институты, ответственные за их выполнение, в процесс обсуждения черновика доклада и выработку тех самых рекомендаций.

 Последующие действия:

Правовые - стратегическая тяжба по конкретным фактам для доведения дела до Комитетов ООН или Европейского Суда для создания прецедента. Хотя часто шум вокруг какого либо дела позволяет его решить на национальном уровне. Но иногда все же важнее дойти до конца.

Политические - использование доклада в политических действиях на международном и национальном уровне. Например, обсуждение в Комитете ООН вашего альтернативного доклада, чтобы ваши рекомендации легли в основу рекомендаций Комитета ООН правительству вашей страны, или включение их в предвыборную программу какого-либо кандидата, выступления крупного общественного деятеля. Но не путайте политические действия с политикой!  Даже кристально честный человек в окружении жуликов либо начнет воровать, либо его выдавят, тогда как при строгом контроле со стороны общественности даже махровый жулик не сможет украсть. Поэтому главная задача правозащитников – контроль за властью и содействие ей в улучшении ситуации с правами человека, а не борьба за власть.

Иногда можно использовать противников своих противников (например, подогреть  извечную вражду судей, прокуроров и адвокатов, законодательного собрания), которые с удовольствием проконтролируют выполнение ваших рекомендаций. Или увязать нарушение прав человека с недостаточным финансированием отдельных ведомств. Они тогда громче всех начнут ратовать за права человека, добиваясь одновременно перераспределения бюджета в свою пользу или хотя бы его прозрачности.

И, наконец, общественные действия - коллективное воздействие на властные структуры – информационные акции, демонстрации протеста и т.д. И обязательно правовое просвещение! Чем больше вы разъясняете суть ваших претензий властям, тем больше надежда, что они когда-нибудь это поймут, чем больше вы пишете статей или методичек для населения, тем больше надежда, что они начнут сами отстаивать свои права.

Часто власти не хотят признавать наши доклады, но, тем не менее, включают аргументацию в свои выступления или предпринимают шаги по изменению ситуации. Поэтому полезно через некоторое время провести проверочный мониторинг, и обязательно отметить положительные изменения и тех, кто их сделал. Проверено – следующий мониторинг будет провести куда легче, а вы прослывете объективными исследователями.

 

Лекция подготовлена С.Великоредчаниной на основе материалов Центра прав человека университета Ноттингема (ЦПЧ) и Хельсинкского фонда прав человека в Варшаве (ХФПЧ), а также практики работы Центра Мониторинга прав человека Ростовской области.

 

 

Hosted by uCoz