Проект «Независимый мониторинг прав человека», Семинар 6

Нижний Новгород, 24 февраля – 3 марта 2002 г.

 

Выдержки из «Права человека: Общее пособие для персонала ООН», опубликованного Представительством Верховного Комиссара ООН по правам человека в рамках проекта «Колледж персонала ООН»

 

 

Переведено для Центра прав человека Ноттингемского университета в рамках проекта "Независимый мониторинг прав человека" (Россия), финансируемого Департаментом Международного Развития правительства Великобритании.

 

Переводчик: А. Вакуленко

18 февраля 2002 г.

 

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ВЕРХОВНОГО КОМИССАРА ООН

ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

ПРОЕКТ «КОЛЛЕДЖ ПЕРСОНАЛА ООН»

 

 

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА:

Общее пособие для персонала ООН

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

 

3. Что такое права человека?

Под правами человека принято понимать неотъемлемые права, присущие каждому человеку. Понятие прав человека подразумевает, что каждый человек может осуществлять свои права независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических либо иных убеждений, национального либо социального происхождения, владения собственностью, рождения или иного статуса.

Права человека юридически гарантированы отраслью права, именуемой права человека, которая защищает индивидов и группы населения от действий, препятствующих осуществлению основных свобод и унижающих человеческое достоинство. Права человека находят выражение в международных договорах, обычном международном праве, принципах международного права и иных источниках права. Права человека налагают на государства обязанность действовать определенным образом, а также запрещает им совершать определенные действия. При этом права человека не устанавливаются законом; они неотъемлемы и принадлежат каждому человеку от рождения. Договоры и иные источники права обычно используются для защиты формальных прав индивидов и групп населения от действий либо бездействия со стороны государств и препятствующих осуществлению прав человека.

Среди важнейших характеристик прав человека можно назвать следующие:

v      права человека основаны на уважении достоинства и ценности каждого человека;

v      права человека универсальны, что означает, что они распространяются на всех в равной мере, без дискриминации;

v      права человека неотчуждаемы, в том смысле, что никто не может быть лишен своих прав, кроме как в определенных ситуациях, - например, право на свободу личности может быть ограничено, если лицо в судебном порядке признано виновным в совершении преступления; 

v      права человека неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы, поскольку уважения только некоторых прав недостаточно. На практике, нарушение одного из прав часто влечет за собой нарушение других прав. Поэтому все права человека должны рассматриваться как имеющие равное значение для уважения достоинства и ценности каждого индивида.

4. Международная защита прав человека

Неотъемлемые права человека находят формальное выражение в международной защите прав человека. После 1945 г. была подписана целая серия международных договоров о правах человека, а также иных инструментов, придавших правам человека юридическую форму. Создание Организации Объединенных Наций послужило идеальной предпосылкой для развития и принятия международных инструментов по правам человека. Остальные инструменты были приняты на региональных уровнях, отражая особые проблемы регионов. Большинство государств приняли конституции и иные законы, формально гарантирующие основные права человека. При этом язык, используемый государствами, зачастую заимствован непосредственно из международных инструментов по правам человека.

Международная защита прав человека состоит главным образом из международных договоров и обычаев, а также деклараций, общих указаний и принципов.

Международные договоры

Международный договор – это соглашение между государствами, обязующее их соблюдать определенные нормы. Международные договоры могут существовать в виде пактов, хартий, протоколов, конвенций, меморандумов, соглашений. Международный договор юридически обязателен для государств, выразивших свое согласие быть связанными его положениями, – другими словами, государств, являющихся сторонами договора.

Государство может стать стороной договора посредством ратификации, присоединения либо преемства. Ратификация – это формальное выражение согласия государства быть связанным международным договором. Ратифицировать международный договор может только государство, предварительно подписавшее его (в течение периода, когда договор открыт для подписи). Ратификация состоит из двух процессуальных действий: на национальном уровне это согласие соответсвующего конституционного органа (обычно главы государства либо парламента). На международном уровне это подразумевает, согласно соответствующему положению договора, формальную передачу ратификационной грамоты депозитарию, которым может быть государство либо международная организация, как, например, Организация Объединенных Наций.

Присоединение подразумевает согласие государства, прежде не подписавшего договор, считать договор юридически обязательным. Государства ратифицируют договоры как до, так и после вступления договора в силу. То же касается присоединения.

Государство также может стать стороной договора посредством преемства, которое может иметь место в силу внесения особого положения в договор, либо посредством декларации.

Большинство договоров не являются самоисполнимыми. В некоторых государствах международные договоры имеют приоритет перед национальным правом, в других они пользуются конституционным статусом, тогда как в третих только некоторые положения международного договора становятся частью национального права.

Ратифицируя международный договор, государство может делать оговорки к нему, что означает, что данное государство не согласно быть связанным некоторыми конкретными положениями, при этом выражая согласие быть связанным большинством положений договора. Тем не менее оговорка не может противоречить предмету и цели международного договора. Более того, некоторые положения международного договора могут быть юридически обязательными даже для государства, не являеющегося стороной договора или сделавшего оговорки к нему. Это такие положения, которые стали частью международного обычного права либо составляют императивные нормы международного права, такие, например, как запрещение пыток.

Обычай

 Международное обычное право (или просто «обычай») – термин, используемый для обозначения общей однородной практики, следуемой государствами в силу юридической обязанности. Например, хотя Всеобщая Декларация прав человека сама по себе не является юридически обязательным договором, некоторые ее положения имеют характер норм международного обычного права.

Декларации, резолюции и прочее, принятые органами ООН

Общие нормы принципов и практики международного права, с которыми согласны большинство государств, часто находят выражение в декларациях, прокламациях, типовых правилах, указаниях, рекомендациях и принципах. Эти документы не имеют обязательной силы для государств; тем не менее они представляют собой широкий консенсус международного сообщества и таким образом имееют сильное и неоспоримое моральное влияние на характер международных отношений, осуществляемых государством. Ценность этих документов состоит в признании и принятии их большим количеством государств. Хотя они и не имеют обязательной юридической силы, их можно рассматривать как провозглашение принципов, широко признанных международным сообществом.

5. Ответсвенность государств в отношении прав человека

Обязанность защищать, содействовать и обеспечивать осуществление прав человека первоначально лежит на государствах; это означает, что государства ответственны за права индивидов. Многие из прав человека государство обязано обеспечить в отношении всех людей, находящихся на его территории, тогда как некоторые другие права касаются только определенных групп населения (например, право голосовать на выборах касается только граждан данного государства). Ответсвенность государств включает обязанность принимать активные меры для обеспечения защиты прав человека, что подразумевает предоставление эффективных способов защиты лицам, чьи права нарушены, а также принятие мер против нарушителей прав человека на территории данного государства.

В соответствии с международным правом осуществление некоторых прав при определенных обстоятельствах может быть ограничено. Например, если лицо признано виновным в совершении преступления в результате справедливого судебного разбирательства, государство может законно ограничить свободу передвижения этого лица посредством тюремного заключения. Ограничения гражданских и политических прав могут быть установлены только законом, и только в целях должного обеспечения прав других лиц, либо в силу справедливых соображений нравственности, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Экономические, социальные и культурные права могут быть ограничены правом только в таком объеме, в каком ограничение соответствует сущности этих прав и исключительно в целях поддержания общего благосостояния в демократическом обществе.

В случае законно объявленного чрезвычайного положения государства могут принимать меры, ограничивающие либо приостанавливающие осуществление определенных прав (что называется отступлением от обязательств). Такие отступления от обязательств разрешаются только в объеме, необходимом в конкретной ситуации, и ни в коем случае не могут влечь за собой дискриминацию по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания либо социального происхождения. Генеральный Секретарь ООН должен быть поставлен в известность о всех таких отступлениях от обязательств. Однако следует помнить, что в соответствии с ч. 3 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах некоторые права не могут быть ограничены или приостановлены даже при введении военного положения. Это право на жизнь, право на свободу от пыток, право на свободу от рабства и рабской зависимости, а также право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Кроме того, во время военных конфликтов, когда действует гуманитарное право, права человека не прекращают своего действия.

ЧАСТЬ 3:

МЕХАНИЗМЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Введение

Соблюдение международных стандартов прав человека, а также рассмотрение жалоб о нарушениях прав человека, обеспечиваются посредством нескольких договорных и внедоговорных мезанизмов.

Международные механизмы прав человека

А. Договорные механизмы:

Органы, осуществляющие мониторинг исполнения международных договоров

·         Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (занимается мониторингом Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах)

·         Комитет по правам человека (занимается мониторингом Международного пакта о гражданских и политических правах)

·         Комитет по устранению всех форм расовой дискриминации (занимается мониторингом Международной конвенции об устранении всех форм расовой дискриминации)

·         Комитет против пыток (занимается мониторингом Международной конвенции против пыток и иных форм жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания)

·         Комитет по устранению дискриминации против женщин (занимается мониторингом Международной конвенции об устранении всех форм дискриминации против женщин)

·         Комитет по правам ребенка (занимается мониторингом Конвенции о правах ребенка)

Б. Внедоговорные механизмы:

Особые процедуры

·         Специальные докладчики, Специальные представители, Специальные уполномоченные и Независимые эксперты, Рабочие группы – тематические или по странам (Чрезвычайные меры)

·         Процедура обжалования 1503.

 

«Договорные механизмы» означают комитеты независимых экспертов, основанных в целях мониторинга исполнения государствами-участниками договоров международных договоров о правах человека. Ратифицируя международный договор, государства добровольно соглашаются на то, что их национальные правовые системы, административные процедуры и иные национальные механизмы будут подвергнуты периодическому надзору со стороны комитетов. Эти комитеты часто именуют как «органы, осуществляющие мониторинг исполнения договоров» (или «договорные органы»). 

Напротив, полномочия «внедоговорных механизмов» исходят не от государств, а от резолюций соответсвующих законодательных органов ООН, таких как Комиссия по правам человека или Генеральная Ассамблея. Вне-договорные механизмы могут также быть основаны экспертными органами, такими как Подкомиссия по развитию и защите прав человека (бывшая Подкомиссия по предотвращению дискриминации и защите меньшинств). Обычно они действуют в качестве независимого эксперта или рабочей группы, и именуются как «особые процедуры».

А. Договорные механизмы

3.1 Органы, осуществляющие мониторинг  международных договоров

а. Обзор договорных механизмов

Договорные механизмы осуществляют мониторинг крупнейших международных договоров по правам человека. С этой целью основываются различные комитеты, которые состоят из независимых экспертов. Такие эксперты избираются предствавителями государств – сторонами договора, но действуют в личном качестве, а не в качестве официальных представителей своих стран. Каждый комитет состоит из 18 экспертов, за исключением Комитета против пыток, Комитета по правам ребенка (по 10 членов) и Комитета по устранению всех форм дискриминации против женщин (23 члена). Члены комитетов избираются в соответствии с принципом равнозначного географического представительства; таким образом обеспечивается сбалансированность юридических взглядов и знаний, исходящих из крупнейших правовых систем мира. Главные функции договорных органов – изучение отчетов, предоставляемых государствами – сторонами договора, и рассмотрение жалоб о нарушениях прав человека.

v      Отчеты государств: Все государства – стороны международных договоров обязаны предоставлять отчеты, отражающие достигнутый прогресс, а также проблемы, с которыми государства сталкиваются при обеспечении прав по данному международному договору.

v      Индивидуальные жалобы: В настоящее время три международных договора предоставляют индивидам право подавать жалобы о предполагаемых нарушениях прав (Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Конвенция об устранении всех форм расовой дискриминации и Конвенция против пыток и иных форм жестокого или бесчеловечного обращения и наказания).

v      Межгосударственные жалобы: Те же самые три международных договора, а также Конвенция об устранении всех форм дискриминации против женщин, предусматривают, что государства – стороны договора могут подавать жалобы по поводу предполагаемых злоупотреблений против прав человека, осуществляемых другим государством – стороной того же самого договора. До настоящего времени еще ни одно государство не воспользовалось этой возможностью.

В силу своих полномочий договорные органы являются наиболее авторитетным субъектом толкования международных договоров о правах человека, мониторинг исполнения которых они осуществляют. Толкование конкретных норм договора находит выражение в «мнениях» по поводу жалоб и в «заключительных замечаниях», принимаемых в ответ на отчеты государств – сторон договора. Кроме того, договорные органы делятся своим пониманием и опытом в отношении различных аспектов соблюдения договоров посредством формулирования и принятия «общих комментариев» и «общих рекомендаций». В настоящее время большое количество общих комментариев и рекомендаций служат важным инструментом толкования международных договоров.

Жалобы о нарушениях прав человека носят техническое название «коммуникации».

б. Порядок отчетов

Все международные договоры требуют от государств – сторон договора предоставлять отчеты, отражающие прогресс в осуществлении прав, предусмотренных в международном договоре. Общий порядок таков:

v      Каждое государство – сторона договора должно предоставлять периодические отчеты Комитету;

v      Отчеты изучаются договорным органом в свете информации, полученной из различных источников, включая неправительственные организации, агенства ООН, экспертов. Некоторые договорные органы делают особые запросы общественным организациям и агенствам ООН об информации;

v      После рассмотрения информации договорный орган принимает заключительные замечания/комментарии, содержащие рекомендации о том, какие действия государство должно предпринять для более эффективной имплементации соответствующего договора. Мониторинг действий государства – стороны договора в ответ на заключительные замечания/комментарии Комитета является частью процесса изучения следующего отчета. В нескольких случаях рекомендации договорного органа, изложенные в заключительных комментариях/замечаниях, послужили основой новых проектов технического сотрудничества.    

в. Порядок подачи индивидуальных жалоб

Порядок подачи жалобы, предусмотренный Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах, ст. 22 Конвенции против пыток и ст. 14 Конвенции об устранении всех форм расовой дискриминации, имеет следующие условия:

v      лицо должно исчерпать все способы защиты на местном уровне. Это означает, что лицо должно испробовать все способы защиты, доступные в рамках правовой системы соответствующего государства, включая апелляцию в суде самой высокой инстанции, за исключением случаев, когда:

·         в стране не существует юридических способов защиты прав, нарушение которых предположительно имело место;

·         препятствуется доступ к правовым способам защиты в местных судах;

·         имела место необоснованная задержка рассмотрения дела на местном уровне;

·         устойчивая модель серьезных нарушений прав человека делает все попытки использования способов защиты бессмысленными;

·         способы защиты не имеют перспективы успешно защитить права жертвы.

v      жалоба не должна быть анонимной либо оскорбительной;

v      жалоба должна сообщать о нарушении прав, предусмотренных в соответствующем договоре (мониторинг которого данный комитет осуществляет);

v      жалоба должна исходить от лица, находящегося под юрисдикцией государства, являющегося стороной данного договора;

v      жалоба не должна находиться в настоящем либо прошедшем рассмотрении в рамках какой-либо иной международной процедуры;

v      утверждения, изложенные в жалобе, должны быть обоснованы.

г. Как вступить в сообщение с комитетами

Следующие пять комитетов обслуживаются Представительством Верховного Комиссара ООН по правам человека:

v      Комитет по экономическим, социальным и культурным правам,

v      Комитет по правам человека,

v      Комитет против пыток,

v      Комитет по устранению всех форм расовой дискриминации; а также

v      Комитет по правам ребенка.

Коммуникации и всю остальную корреспонденцию для этих договорных органов следует направлять на следующий адрес:

 

(Соответствующий комитет)

Support Services Branch

c/o Office of the High Commissioner for Human Rights

United Nations Office at Geneva

8 – 14 avenue de la Paix

1211 Geneva 10 · Швейцария

Телефон: +41 22 917 90 00 · Факс: +41 22 917 90 22

 

 

Комитет по устранению всех форм дискриминации против женщин обслуживается Подразделением ООН по улучшению положения женщин. Корреспонденцию этому комитету следует направлять на следующий адрес:

 

 

 

Committee on the Elimination of Discrimination Against Women

с/o Division for the Advancement of Women

Attention Women’s Rights Unit

United Nations Headquarters

DC2

1 UN Plaza

New York, NY 10017 · США

Телефон: +1 212 963 3764 · Факс: +1 212 963 3463

 

 

3.2 Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП)

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам был основан Экономическим и Социальным Советом в целях оказания содействия Совету в осуществлении его полномочий по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. Он состоит из 18 независимых экспертов.

Порядок отчетов

Государства – стороны договора предоставляют свои первые отчеты в течение двух лет после того, как они становятся сторонами пакта. Последующие отчеты должны  предоставляться по меньшей мере каждые пять лет, либо в соответствии с запросами Комитета.

Дни общего обсуждения

Комитет обычно посвящает один день своих регулярных сессий общему обсуждению определенного права либо конкретной статьи пакта в целях создания более глубокого понимания таких вопросов, как образование по правам человека, права пожилых людей, право на здоровье и право на жилище. Об обсуждении, в котором участвуют представители международных организаций и общественные организации, обычно провозглашается заранее. Соответствующее решение Комитета помещается в его годовом отчете. Все заинтересованные стороны, включая общественные организации, приглашаются сделать письменные доклады.

 

Сессии

Комитет заседает в Женеве дважды в год, в мае и ноябре; каждая сессия длится три недели. Пресессионная рабочая группа, состоящая из пяти членов, обычно заседает в течение одной недели сразу после окончания сессии, для подготовки к следующей сессии.

Дальнейшую информацию о КЭСКП можно найти на интернет-странице Верховного Комиссара ООН по правам человека: http://www.unhchr.ch/html/menu2/6/cescr.htm

3.3 Комитет по правам человека (КПЧ)

Комитет по правам человека был основан в соответствии со ст. 28 Международного пакта о гражданских и политических правах. Он состоит из 18 членов, действующих в личном качестве, которые номинируются и избираются государствами – сторонами пакта на срок четыре года.

Его функциями является мониторинг исполнения пакта посредством изучения отчетов, предоставляемых государствами – сторонами, и рассмотрение индивидуальных коммуникаций о предполагаемых нарушениях пакта государствами – сторонами Факультативного протокола к пакту. Коммуникации рассматриваются в квази-судебном порядке, в результате чего принимаются «мнения», напоминающие судебные решения международных судов и трибуналов. Мониторинг исполнения решений Комитета осуществляет Специальный докладчик, который также выполняет полевые миссии.

Порядок отчетов

В соответствии с пактом государства – стороны должны предоставить Комитету первоначальные отчеты в течение одного года после вступления пакта в действие в отношении соответствующего государства, после этого -  в соответствии с запросами Комитета. За исключением первоначальных отчетов, периодические отчеты предоставляются каждые пять лет.

В целях содействия разработке вопросов для рассмотрения в связи с отчетами государств, Комитет на регулярных началах основал пресессионную рабочую группу, состоящую из четырех членов Комитета. Рассмотрение отчетов имеет место в ходе двух или трех заседаний, проводящихся в открытом порядке. После представления отчета Комитету представитель государства имеет возможность ответить на письменные или устные вопросы, затронутые членами Комитета. После рассмотрения отчета Комитет в ходе закрытого заседания принимает «комментарии», в которых высказывает предложения и рекомендации государству – стороне пакта. Комментарии издаются в виде открытых документов в конце каждой сессии Комитета и включаются в годовой отчет, предоставляемый Генеральной Ассамблее.

Индивидуальные жалобы

В соответствии с Факультативным протоколом к пакту жалобу может подать лицо, утверждающее, что его права, предусмотренные в пакте, нарушены. Комитет рассматривает жалобу в свете письменной информации, предоставленной лицом и соотвествующим государством, после чего принимает свои «мнения». В случаях, когда предполагаемая жертва не в состоянии подать жалобу самостоятельно, Комитет вправе рассмотреть жалобу другого лица, выступающего от имени жертвы. Третья сторона, не имеющая отношения к предполагаемой жертве, не имеет права на подачу жалобы. Существует также процедура мониторинга исполнения «мнений» Комитета.

Сессии

Комитет заседает три раза в год, в сессиях, длящихся по три недели, обычно в марте в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в июле и октябре-ноябре в Представительстве ООН в Женеве. Каждой сессии предшествует сессия рабочей группы (1 неделя). Отчеты предоставляются ежегодно Генеральной Ассамблее.

Дальнейшую информацию о КПЧ можно найти на интернет-странице Верховного Комиссара ООН по правам человека: http://www.unhchr.ch/html/menu2/6/hrc.htm. Образец коммуникации прилагается

 

3.4 Комитет по устранению всех форм расовой дискриминации (КУРД)

Комитет по устранению всех форм расовой дискриминации основан в соответствии с Международной конвенцией об устранении всех форм расовой дискриминации. Комитет состоит из 18 экспертов, действующих в личном качестве, которые номинируются и избираются государствами – сторонами конвенции на срок четыре года.

Комитет осуществляет мониторинг исполнения конвенции посредством изучения отчетов, предоставляемых государствами – сторонами каждые два года. Комитет также рассматривает индивидуальные коммуникации о нарушениях конвенции государствами – сторонами, признавшими эту факультативную процедуру жалоб в соответствии со ст. 14 конвенции. Кроме того, Комитет может рассматривать ситуации в рамках «процедуры чрезвычайных мер и предотвращения».

Порядок отчетов

Каждому отчету уделяется внимание со стороны члена Комитета, называемого Докладчик по стране. Этот докладчик проводит детальный анализ отчета для вынесения его на рассмотрение Комитета и ведет обсуждение с представителями государств – сторон. Комитетом также разработана так называемая процедура чрезвычайных мер и предотвращения, по которой рассматриваются ситуации особо важного значения. В целях предотвращения чрезмерных задержек с отчетами, Комитет может рассмотреть ситуацию страны при отсутствии отчета, если отчет задерживается более чем на пять лет.

Порядок индивидуальных жалоб

Процедура подачи жалоб индивидами и группами населения, утверждающими, что они являются жертвами нарушений конвенции, начала действовать в 1982 г. Такие жалобы могут быть рассмотрены, если соответсвующее государство является стороной конвенции и провозгласило, в соответсвии со ст. 14, что признает компетенцию КУРД рассматривать такие жалобы. В случаях, когда государство – сторона конвенции признало компетенцию Комитета, такие жалобы в конфиденциальном порядке доносятся до сведения соответствующего госудаства, однако личность автора жалобы при этом не разглашается.

Сессии

Комитет заседает дважды в год в Женеве, в марте и августе, каждая сессия длится 3 недели.

Дальнейшую информацию о КУРД можно найти на интернет-странице Верховного Комиссара ООН по правам человека: http://www.unhchr.ch/html/menu2/6/cerd.htm

 

3.5 Комитет против пыток и иных форм жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания

Комитет против пыток был основан в соответствии с конвенцией против пыток и иных форм жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания. Комитет состоит из 10 экспертов, которые номинируются и избираются государствами – сторонами конвенции на срок четыре года, и действуют в личном качестве.

Первичными функциями Комитета являются осуществление мониторинга исполнения конвенции посредством изучения отчетов, предоставляемых государствами – сторонами конвенции, рассмотрение индивидуальных жалоб о нарушениях конвенции государствами – сторонами, признавшими факультативную процедуру по ст. 22 конвенции, и проведение расследований предполагаемых систематических пыток в государствах, признавших соответствующую процедуру по ст. 20.

Порядок отчетов

В соответствии с конвенцией каждое государство – сторона обязано предоставлять отчеты Комитету о мерах, принимаемых в связи с взятыми на себя обязательствами. Первый отчет должен быть предоставлен в течение года после вступления в действие конвенции в отношении соответствующего государства. После этого каждые четыре года предоставляются отчеты о последующих улучшениях. В целях проведения детального анализа отчета назначаются специальные докладчики по странам. Комитет может также запросить дальнейшие отчеты и дополнительную информацию.

Проведение расследований

Если получена достоверная информация с обоснованными указаниями на то, что в каком-либо из государств – сторон конвенции «систематически совершаются пытки», Комитет вправе произвести конфиденциальное расследование.

Если Комитет посчитает, что собранная информация делает необходимой дальнейшую проверку, он может уполномочить одного или более членов «произвести конфиденциальное расследование и в срочном порядке доложить Комитету о результатах». Комитет затем приглашает государство – сторону к сотрудничеству в проведении расследования. Соответственно Комитет может обратиться к государству – стороне с просьбой, чтобы его официальный представитель встретился с членами Комитета в целях предоставления необходимой информации. Расследование также может включать в себя, с согласия соответствующего государства, визит в это государство. После изучения результатов расследования Комитет передает их вместе со своими комментариями и рекомендациями государству – стороне, испрашивая у него, какие ответные действия это государство намеревается предпринять. Наконец, после консультаций с соответствующим государством – стороной, Комитет может решить опубликовать краткое изложение расследования (отдельно либо в своем годовом отчете).

Порядок индивидуальных жалоб

Жалоба может быть подана непосредственно либо, при определенных условиях, через представителей, лицами, утверждающими, что они являются жертвами пыток, осуществляемыми государством, признавшим компетенцию Комитета рассматривать такие жалобы. Функцией Комитета является сбор необходимой информации, рассмотрение вопроса о приемлемости и дела по существу, и вынесение решения в виде «мнений». Если предполагаемая жертва не в состоянии подать жалобу самостоятельно, от имени жертвы это может сделать родственник либо представитель.

Сессии

Комитет заседает в Женеве дважды в год в ноябре и в апреле-мае в течение двух недель. Особые сессии могут созываться решением Комитета по требованию большинства его членов либо государства – стороны конвенции. Ежегодно Комитет отчитывается государствам – сторонам конвенции и Генарельной Ассамблее о произведенной работе.

Дальнейшую информацию можно найти на интернет-странице Верховного Комиссара ООН по правам человека: http://www.unhchr.ch/html/menu2/6/cat.htm

 

3.6 Комитет по устранению дискриминации против женщин

Комитет по устранению дискриминации против женщин основан в соответствии с Международной конвенцией об устранении всех форм дискриминации против женщин. Комитет состоит из 23 экспертов, которые номинируются и избираются государствами – сторонами конвенции на срок четыре года, и действуют в личном качестве.

Главной функцией Комитета является мониторинг исполнения конвенции, который основывается на рассмотрении отчетов государств – сторон.

Новым Факультативным протоколом предусматриваются две процедуры. Это процедура индивидуальных коммуникаций, которая позволит лицам и группам лицам, утверждающим, что они являются жертвами нарушения любого из прав, предусмотренных конвенцией, подавать жалобы от своего имени либо через представителей; а также процедура, позволяющая Комитету производить расследования грубых и систематических нарушений этих прав государством – стороной. Кроме того, оговорок к протоколу не допускается, хотя любое государство, ратифицирующее протокол, имеет возможность не признать процедуру расследования.

Порядок отчетов

Государство – сторона обязано предоставить первый отчет в течение года после ратификации или присоединения к конвенции. Последующие отчеты должны предоставляться по меньшей мере каждые четыре года либо в соответствии с запросом Комитета.

В целях должного рассмотрения отчетов Комитетом была создана пресессионная рабочая группа, уполномоченная рассматривать периодические отчеты. Пресессионные рабочие группы состоят из пяти членов Комитета; они подготавливают перечень проблем и вопросов, который заблаговременно высылается предоставляющему отчет государству. Это позволяет государствам подготовить ответы для представления на сессии, что содействует более быстрому рассмотрению второго и последующих отчетов.

Комитет основал две постоянные рабочие группы, заседающие в течение регулярных сессий в целях рассмотрения способов и средств улучшения работы Комитета, а также исполнения ст. 21 конвенции, в соответствии с которой Комитет вправе принимать предложения и рекомендации об имплементации конвенции.

Рассмотрение отчетов Комитетом происходит на открытых заседаниях, когда как следующее за этим принятие заключительных замечаний, содержащих указания государствам – сторонам по поводу подготовки следующего отчета, производится в ходе закрытого заседания. Официальным представителям государств предоставляется возможность представить отчет устно, после чего члены Комитета задают вопросы по конкретным статьям конвенции. Такие вопросы обычно касаются реального положения женщин в обществе, что помогает воссоздать картину истинных масштабов дискриминации. Комитет соответственно запрашивает разнообразные источники о конкретной информации о положении женщин.

После расмотрения отчета на отрытом заседании Комитет разрабатывает и принимает «комментарии» в ходе серии закрытых заседаний. После принятия комментарии становятся достоянием общественности. Они высылаются государству – стороне немедленно и включаются в годовой отчет, направляемый Генеральной Ассамблее. Отчет также предоставляется Комиссии по положению женщин.

Сессии

Комитет заседает в Нью-Йорке дважды в год в течение трех недель. В течение следующей за закрытием сессии недели Рабочая группа разрабатывает повестку дня для следующей сессии. Комитет обслуживается Подразделением ООН по улучшению положения женщин, находящимся в Нью-Йорке.

Дальнейшую информацию можно найти на интернет-странице Верховного Комиссара ООН по правам человека: http://www.unhchr.ch/html/menu2/6/cedw.htm

3.7 Комитет по правам ребенка (КПЧ)

Комитет по правам ребенка основан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Он состоит из 10 независимых членов, избираемых на срок четыре года.

Главной функцией Комитета является мониторинг исполнения Конвенции о правах ребенка, который основывается на рассмотрении отчетов государств – сторон в тесном сотрудничестве с Детским Фондом ООН (UNICEF), специализированными агенствами и иными компетентными органами (включая общественные организации).

Порядок отчетов

Государтсва – стороны обязаны предоставить отчеты Комитету через два года после ратификации конвенции, после чего каждые пять лет, о мерах, принимаемых в рамках имплементации конвенции, и о прогрессе достигнутом в осуществления прав детей.

Пресессионные рабочие группы, состоящие из всех членов Комитета, заседают в закрытом порядке в конце каждой сессии в целях рассмотрения отчетов, запланированных для следующей сессии. В полномочия входит определение моментов, требующих прояснения либо вызывающих озабоченность, а также подготовка перечня вопросов для передачи государствам – сторонам. Письменные ответы государств рассматриваются вместе с отчетом.

Общее обсуждение

Комитет посвящает одно (или более) заседание в ходе регулярных сессий общему обсуждению одной конкретной статьи конвенции либо определенным вопросам, таким как положение детей женского пола, экономическая эксплуатация детей или дети в средствах массовой информации. Представители международных и общественных организаций участвуют в обсуждении Комитета, о котором обычно объявляется в отчете сессии, непосредственно предшествующей сессии, на которой имеет место обсуждение. Все заинтересованные стороны, включая общественные организации, приглашаются сделать письменные доклады.     

Индивидуальные жалобы

Конвенцией не предусмотрено процедуры индивидуальных жалоб, исходящих от детей либо их представителей. Тем не менее Комитет вправе запросить «дальнейшую информацию по имплементации конвенции». Такая дополнительная информация может быть запрошена у государств при наличии сведений о серьезных проблемах.

 

Сессии

Комитет проводит три годовые сессии в Женеве, каждая по три недели. Также проводятся сессии пресессионных рабочих групп, каждая по неделе.

 Дальнейшую информацию можно найти на интернет-странице Верховного Комиссара ООН по правам человека: http://www.unhchr.ch/html/menu2/6/crc.htm

 

Б. Внедоговорные механизмы

3.8 Особые процедуры

а. Тематические полномочия и полномочия по странам

В разное время Комиссией по правам человека и Экономическим и Социальным Советом было основано несколько внедоговорных механизмов (либо особых процедур). Это означает, что эти механизмы не предусмотрены ни Хартией ООН, ни международными договорами. Внедоговорные механизмы также осуществляют мониторинг соблюдения стандартов прав человека. За эти механизмы ответственны рабочие группы экспертов, действующих в личном качестве, либо лица, назначенные в качестве специальных докладчиков, специальных представителей или независимых экспертов.

Полномочия рабочей группы, независимых экспертов и специальных представителей Генерального Секретаря  зависит от решения Комиссии по правам человека либо Экономического и Социального Совета. В общем виде в их полномочия входит изучение, мониторинг и подготовка отчетов по ситуации с правами человека либо в конкретной стране или территории (так называемые «полномочия по странам»), либо по нарушениям прав человека по всему миру (так называемые «тематические механизмы» или «полномочия»). Перечень полномочий по странам и тематических полномочий см. в приложениях V и VI.

Механизмы особых процедур имеют огромное значение для мониторинга универсальных стандартов прав человека. Эти механизмы играют важную роль в борьбе с наиболее серьезными нарушениями прав человека в мире. Распространение и эволюция процедур и механизмов в этой сфере составляют эффективную систему защиты прав человека.

Цели

Центральная цель всех особых процедур – способствовать эффективной международной защите прав человека. При этом каждая из особых процедур имеет собственные особые задачи, которые в некотрых случаях сформировались в соответствии с особыми обстоятельствами и потребностями. Хотя определенные основные принципы и критерии являются общими для всех особых процедур, сложности и особенности каждого конкретного «полномочия» зачастую требуют особых действий.

Диалог с правительствами

Каждый независимый эксперт инициирует конструктивный диалог с представителями государств в целях обеспечения их сорудничества в качестве средства исправления нарушений прав человека. Проверки и расследования экспертов производятся объективно, в результате чего государствам предлагаются решения проблем, связанных с правами человека. 

Механизмы индивидуальных жалоб

Эти механизмы не имеют формальных процедур индивидуальных жалоб, несмотря на то, что их деятельность основывается на информации, содержащей указания на нарушения прав человека, полученной из разнообразных источников (жертв либо их родственников, местных либо международных общественных организаций и т.д.). Информация такого рода может быть предоставлена в разообразных формах (например, в виде писем, факсов, телеграмм) и может касаться как индивидуальных случаев, так и подробностей предполагаемых нарушений прав человека.

При подаче жалобы должны быть выполнены следующие условия:

v      идентификация предполагаемой жертв(ы);

v      идентификация должностных лиц либо органов, ответственных за нарушение;

v      идентификация лиц(а) или организации (организаций), подающих жалобу;

v      детальное описание обстоятельств проишествия, в котором имело место предполагаемое нарушение прав человека.

Условия приемлемости жалобы таковы:

v      жалоба не должна быть анонимной;

v      не должна быть оскорбительного содержания;

v      не должна быть явно политически мотивированной;

v      должна содержать описание фактов проишествия и необходимых указанных выше деталей, ясным и кратким образом.

Чрезвычайные меры

В случаях, когда информация указывает на непосредственную угрозу нарушения прав человека (например, опасность внесудебных казней, или же существует опасение, что содержащееся под стражей лицо может быть подвергнуто пыткам или может умереть в результате непредоставления медицинской помощи), Специальный докладчик, представитель, эксперт или Рабочая группа может адресовать властям соответствующей страны телефакс либо телеграмму с просьбой прояснить дело либо принять необходимые меры в целях гарантирования прав предполагаемой жертвы. Подобные просьбы носят превентивный характер и не влияют на окончательный вывод по делу.

После того, как такое срочное сообщение передано соответствующему правительству, Специальный докладчик, представитель, эксперт или Рабочая группа предпринимает следующие действия:

v      обращается к соответсвующему правительству с требованием обеспечить эффективную защиту предполагаемых жертв;

v      требует от компетентных органов произвести полное, независимое и беспристрастное расследование и принять все необходимые меры для предотвращения дальнейших нарушений, а также требует быть поставленным в известность о каждом шаге, предпринимаемом в этой связи;

v      если ответа не получено и/или компетентный орган не предпринимает мер по исправлению ситуации, Специальный докладчик, представитель, эксперт или Рабочая группа периодически напоминает соответствующему правительству о вышеуказанных случаях.

Случаи, по которым не было произведено расследование, становятся достоянием общественности в отчетах, составляемых в рамках конкретных особых процедур и предоставляемых Комиссии по правам человека либо иным компетентным органам ООН.

Особые просьбы о таком чрезвычайном вмешательстве следует направлять на следующий адрес:

 

Почтовый: (соответствующий Специальный докладчик, представитель, эксперт или рабочая группа)

c/o Office of the High Commissioner for Human Rights

United Nations Office at Geneva

8 – 14 avenue de la Paix

1211 Geneva 10 · Швейцария

Телефон: (41 22) 917 9000 · Факс: (41 22) 917 9003

Электронный: webadmin.hchr@unorg.ch

 

    

N.B. В начале коммуникации должна быть сделана пометка «Для чрезвычайных мер» (For Urgent Action); это способствует срочной передаче корреспонденции по назначению.

 

б. Процедура 1503   

Ежегодно ООН получает тысячи жалоб, описывающих грубые и систематические нарушения прав человека и основных свобод. Для таких жалоб Экономический и Социальный Совет основал специальную процедуру, известную как «Процедура 1503», в соответствии с резолюцией 1503, принятой 27 мая 1970 г. Эта процедура имеет дело только с ситуациями, имеющими последствия для большого количества людей в течение длительного времени.

Порядок подачи жалоб

Рабочая группа Подкомиссии по развитию и защите прав человека (бывшая Подкомиссия по предотвращению дискриминации и защите меньшинств), состоящая из пяти членов, получает месячный перечень жалоб («коммуникаций») вместе с кратким изложением доказательств. Рабочая группа заседает две недели ежегодно, непосредственно перед годовой сессией Подкомиссии, для рассмотрения всех коммуникаций и ответов, присланных правительствами.

В случаях, когда Рабочая группа определяет, что существуют достаточные доказательства существования устойчивой модели грубых нарушений прав человека, дело передается на рассмотрение Подкомиссии. Для передачи дела Подкомиссии требуется согласие большинства членов Рабочей группы. Подкомиссия затем решает, следует ли передавать дела Комиссии по правам человека (через ее Рабочую группу по ситуациям). После этого Комиссия берет на себя ответственность за принятие решения по каждой конкретной ситуации, доведенной до ее сведения.

Все первоначальные шаги в этом процессе конфиденциальны, за исключением названий стран, ситуации в которых изучаются. Таким образом обеспечивается возможность того, что, если злоупотребления в конкретной стране не прекращаются на ранних стадиях процесса, ситуация может быть доведена до сведения мирового сообщества.

Приемлемость

Решение рабочей группы о приемлемости жалобы делается в соответствии со следующими критериями:

v      жалоба ни коим образом не должна быть мотивирована политически;

v      должна быть достаточно обоснована для того, чтобы доказать наличие устойчивой модели грубых и достоверно зафиксированных нарушений прав человека и основных свобод;

v      должна исходить от индивидов или групп, утверждающих, что они являются жертвами нарушений прав человека, либо располагающих непосредственными и надежными сведениями о нарушениях. Анонимные коммуникации не являются приемлемыми, равно как и основанные исключительно на сообщениях средств массовой информации;

v      должна описывать факты, цель и какие права нарушены. Жалобы, содержащие оскорбительные выражения о государстве, против которого они подаются,  как правило не рассматриваются;

v      все национальные способы защиты должны быть исчерпаны, за исключением случаев, когда убедительно доказано, что решение проблемы на национальном уровне было бы неэффективным либо затянется на неразумно длительный срок.

Коммуникации для рассмотрения в рамках Процедуры 1503 следует направлять на следующий адрес:

 

Support Services Branch

c/o Office of the High Commissioner for Human Rights

United Nations Office at Geneva

8 – 14 avenue de la Paix

1211 Geneva 10 · Швейцария

Электронный адрес: webadmin.hchr@unorg.ch

 

4.4 Мониторинг прав человека

Мониторинг – широкий термин, означающий активный сбор, проверку и немедленное использование информации в целях решения проблем, связанных с правами человека. Мониторинг прав человека включает сбор информации о проишествиях, наблюдение за ходом событий (таких как выборы, судебные процессы, демонстрации и т.д.), посещение таких мест как камеры заключения и лагери беженцев, обсуждение с правительственными органами возможностей получения информации и предоставления способов защиты, а также иные формы немедленного реагирования. Термин подразумевает также произведение органами ООН оценки ситуаций, первоначальное фиксирование фактов и иные виды работы на местах. Недостатком мониторинга является то, что он как правило имеет место в течение очень длительного периода.

Мониторинг ООН главным образом сфокусирован на проведении расследований и последующем осуждении нарушений прав человека как средстве борьбы с безнаказанностью. Однако было бы как ошибочным, так и примитивным, считать мониторинг прав человека видом полицейской деятельности. Мониторинг прав человека должен рассматриваться как наиболее надежное средство оценки ситуации в стране и предотвращения нарушений, что в дальнейшем может послужить основой для развития эффективной системы защиты прав человека. Стабильное присутствие прав человека в стране можно охарактеризовать как продолжительную миссию по оценке потребностей и проведению анализа. При этом мониторинг прав человека может осуществляться также на нерегулярных началах, как в случае с так называемыми «миссиями по установлению фактов».

Некоторые правительства, особенно при тоталитарных режимах, относятся к присутствию мониторинга прав человека в их странах крайне отрицательно. Поскольку при таких правительствах отсутствует перспективное видение доброкачественного управления, они воспринимают любую попытку сотрудничества как неуместное вмешательство в их внутренние дела. В таких случаях мониторинг может осуществляться на расстоянии, часто через представительства специальных докладчиков, - что делает процесс сбора информации и проверки надежности источников более трудоемким. 

Hosted by uCoz