Серия вспомогательных материалов 1
Экономические,
Социальные и Культурные
Права
Руководство по
Правовой Системе
Январь 2000
Center for Economic and Social Rights
25
Ann Street
New
York, NY 10038
Тел.: 212-634-3424
Факс: 212-634-3425
Электронная почта: rights@cesr.org
Центр Экономических и Социальных Прав
Центр экономических и социальных прав (ЦЭСП) был создан в 1993 для содействия установлению социальной справедливости через защиту прав человека. ЦЭСП документирует нарушения экономических и социальных прав, сотрудничает со своими партнерами на местах в тех общинах, где имеют место нарушения, а также выступает за изменение политики, ведущей к обнищанию и эксплуатации людей. В настоящее время ЦЭСП проводит программы в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в США.
Приглашаем посетить нашу страницу в Интернете по адресу www.cesr.org
В последние годы наблюдается всплеск интереса к экономическим, социальным и культурным правам (ЭСКП) и, в более общем плане, к области пересечения экономического развития и прав человека. Будучи отодвинутыми на второй план в годы холодной войны, ЭСКП приобрели сегодня особую значимость в свете продолжающейся систематической нищеты в глобальной экономике. Просчеты традиционных экономических мер развития, выражающиеся во все более увеличивающемся разрыве между богатыми и бедными по всему миру, вызвал к жизни новые попытки разрешить проблемы ухудшения экономических условий посредством выработки стратегий защиты прав человека.
ЭСКП сегодня берутся на вооружение группами сторонников защиты прав человека, окружающей среды и устойчивого развития, а также местными общественными организациями. В ответ на давление со стороны общественности на протяжении 90-х, международное сообщество государств собиралось на международных форумах для обсуждения таких вопросов, как права человека, продовольственная безопасность и устойчивое развитие. Основные агентства ООН, включая Программу развития ООН (UNDP) и ЮНИСЕФ, утвердили новые мероприятия и программы в области развития прав человека и человеческих ресурсов. Даже такие могущественные международные финансовые институты, как Всемирный банк, ВТО, и транснациональные корпорации, в последнее время были вынуждены обратиться к рассмотрению влияния свей экономической политики на права человека.
Хотя новая вспышка интереса к ЭСКП и является положительным изменением по сравнению с предыдущими годами пренебрежения, тем не менее, она, в значительной степени, не идет дальше риторики. Международное сообщество по-прежнему проявляет недостаточно усилий по реализации и внедрению ЭСКП, поскольку подобные шаги требуют решения проблем громадного и всевозрастающего неравенства на всех уровнях человеческого общества, начиная с местного и кончая глобальным уровнем. Реальные импульсы к действию и переменам исходят “снизу”, от общественных неправительственных организаций и местных общественных групп, по-настоящему приверженных использованию ЭСКП в своей работе по установлению социальной справедливости. Однако такие группы зачастую сталкиваются с трудностями в пропаганде новых идей о правах человека, поскольку не имеют достаточно материалов, разъясняющих, что представляют собой ЭСКП и каким образом они могут быть использованы в конкретных ситуациях.
Настоящее пособие призвано частично восполнить данный информационный пробел, предлагая краткое изложение и разъяснение основ правовой системы ЭСКП, а также их ценности для активных сторонников социальной справедливости. Пособие основывается на наиболее свежих исследования в данной области, а также на практическом опыте Центра экономических и социальных прав (ЦЭСП), накопленном в ходе сотрудничества со своими партнерами на местах в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в США. Узкая тематическая направленность данного пособия, посвященного лишь вопросам правовой системы, оставляет за рамками обсуждения такие важнейшие вопросы ЭСКП, как, например, мониторинг и оценка соблюдения прав методами социологического исследования, а также усиление позиций пострадавших от нарушения своих прав местных сообществ посредством проведения там образовательных и учебных программ.
Настоящее пособие разбито на следующие шесть разделов:
1. Исторические предпосылки
2. Основное содержание
3. Обязанности государств и негосударственных лиц и организаций
4. Правовые обязанности
5. Оценка допущенных нарушений
6. ЭСКП и социальная справедливость
1. Исторические предпосылки ЭСКП
Международное право в области прав человека было создано непосредственно после окончания Второй мировой войны в ответ на злодеяния, широко применявшиеся государствами против ни в чем неповинного гражданского населения1. Положения права в области защиты прав человека открыли новую страницу в истории международных отношениях, установив имеющие правовую силу обязанности государств по отношению к индивидуумам и группам, а не только по отношению к другим государствам. Задачей данной области права было обеспечение защиты всех людей, независимо от того, кто они и где проживают.
Основополагающим документом международного права в области прав человека стала Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), единогласно ратифицированная Генеральной Ассамблеей ООН в 19482. Признавая взаимосвязанность и неделимость всех прав человека, Всеобщая декларация определила фундаментальное видение и принципы нового режима прав человека. В соответствие с новым видением, людям гарантировались гражданская и политическая свобода (посредством таких прав человека, как право на жизнь, неприкосновенность личности, свободу слова и вероисповедания и на надлежащую правовую процедуру), а также экономическое и социальное благополучие (посредством таких прав, как право на достаточный жизненный уровень, жилье, труд, образование, питание и здоровье).
За последние 50 лет, несмотря на пренебрежение ими на практике, ЭСКП получили дальнейшее развитие в целом ряде международных соглашений, законов и принципов3. Основное значение в этом ряду принадлежит Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (далее “Пакт”) от 1967 года, ратифицированному на сегодняшний день 137 странами мира4. ЭСКП признаны всеми основными международными соглашениями, касающимися защиты прав человека незащищенных групп, - такими как, например, Конвенция о правах ребенка5, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин6, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации7, а также различные соглашения Международной организации труда. ЭСКП были также подтверждены Всемирными конференциями в Рио-де-Жанейро (по развитию и окружающей среде), Вене (по правам человека), Копенгагене (по социальному развитию), и Риме (по продовольственной безопасности). И наконец, ЭСКП вошли составной частью в региональное право таких организаций, как Европейский союз, а также во внутреннее право многих стран в форме конституционного гарантированных прав и в форме отдельных положений национального и местного законодательств8.
Международное право в области ЭСКП предоставляет правовую, политическую и моральную основу для оспаривания в суде действий, которые увековечивают нищету и неравенство. В той же степени, в которой государства несут ответственность за отказ в праве на политическую свободу в рамках законодательства о правах человека, они несут ответственность и за отказ в предоставлении права на достаточное питание или медицинское обслуживание. ЭСКП дают также правовую основу для участия людей в судебном отстаивании своих прав. Это дает пострадавшим общинам и неправительственным общественным организациям возможность добиваться ответственности по закону в тех ситуациях, когда лица, определяющие политику, предпочли бы размыть рамки своей ответственности и избежать общественного внимания.
2. Основное содержание ЭСКП
Несмотря на широкое признание ЭСКП в рамках международного права, их фактическое содержание и наполнение все еще находятся в процессе становления. Во времена холодной войны международные организации и правительства Запада пренебрегали данными правами, отдавая предпочтение гражданским и политическим правам, которые в результате получили полноценное практическое наполнение9. В последние годы, однако, большое число правозащитных групп работают над привлечением государств и других органов к ответственности за конкретные действия, влекущих за собой нарушения прав, что сделало ЭСКП понятными для простых людей. Данный процесс отстаивания своих прав пострадавшими общинами является на сегодня главной силой в определении конкретного содержания и наполнения ЭСКП.
Кроме того, накоплен большой опыт судебной практики в области ЭСКП. Данная практика нарабатывалась правоведами, судами на местном, национальном и региональном уровнях, а также международными правовыми организациями, такими как Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам (данный комитет представляет собой группу экспертов, которые периодически собираются для проверки соблюдения норм Пакта) 10. К примеру, данный комитет вынес ряд общих определений, раскрывающих правовое содержание отдельных прав (жилье, питание, образование) 11. Аналогичный вклад внес и специальный орган ООН по правам человека, Подкомиссия по предотвращению дискриминации и защите прав меньшинств (питание, жилье) 12.
Все эти разнообразные усилия способствовали формированию широкого консенсуса относительно основного содержания ЭСКП. Приведем краткое описание некоторых основных прав:
· Право на образование гарантирует бесплатное и обязательное начальное образование, а также равный доступ среднему и высшему образованию.
· Право на здоровье гарантирует доступ к достаточному медицинскому обслуживанию, питанию, гигиене, а также чистой воде и воздуху.
· Право на жилье гарантирует доступ к безопасному, пригодному для использования и доступному по стоимости жилью и обеспечивает защиту против насильственного выселения.
· Право на питание гарантирует способность людей прокормить себя, а также налагает на государства обязательство сотрудничать в справедливом распределении мировых запасов продовольствия.
· Право на труд гарантирует возможность зарабатывать прожиточный минимум в безопасных рабочих условиях, а также предоставляет свободу на объединение в профессиональные союзы и заключение коллективных договоров.
Международное право также включает в себя несколько процедурных прав, обеспечивающих людям возможность добиваться соблюдения своих действительных ЭСКП и придавать им реальное наполнение. Сюда относятся следующие права:
· Право на участие в принятии политических решений, которые затрагивают личные права граждан. Это право выходит за рамки избирательных прав и включает общественный доступ к процессам принятия решений на государственном уровне, таким как, например, формирование национальных бюджетов.
· Право на получение достаточной информации для участия в общегосударственных и местных делах. Это право требует от государства прозрачности посредством предоставления общественности информации по таким вопросам, как крупные экономические проекты или потенциальные угрозы для здоровья населения.
· Право на эффективную судебную защиту со стороны местных судов. Обращение в суд является центральным элементом в защите каждого из прав человека. Оно требует от государств не только признать, что права человека стоят на первом месте, но и инкорпорировать права человека во внутригосударственное право и обеспечить их правоприменение посредством честной и беспристрастной судебной системы.
Следует отметить, что процесс определения и конкретизации содержания ЭКСП является непрерывным и динамичным. Десятилетия пренебрежения со стороны государств и даже неправительственных общественных организаций привели к тому, что в области ЭКСП накопилось большое количество правовых стандартов и норм, которые редко применяются и реализуются на практике. Как и в ситуации с любыми другими правами, реальная значимость ЭКСП лежит в плоскости из фактического и потенциального влияния на повседневную жизнь людей. Права реализуются людьми; только люди способны наполнить их реальным содержанием в процессе отстаивания своей свободы, экономического благополучия и всех других идеалов, которые воплощают права человека.
3. Обязанности в отношении прав человека
Все государства обязаны гарантировать ЭСКП. Большинство из них несут данное обязательство в силу ратификации конкретных соглашений, однако, и те немногие государства, которые не ратифицировали основные соглашения, касающиеся прав человека, обязаны уважать основные принципы международного права и прав человека.
Государства-участники Пакта обязаны уважать в полной мере содержащиеся в нем ЭКСП. Они также должны предоставлять периодические доклады в Комитет по надзору за соблюдением положение Пакта. Данный комитет уполномочен рассматривать предоставляемые государствами доклады, принимать заявления от неправительственных общественных организаций, а также давать конкретные рекомендации по вопросам применения данного Пакта13. Кроме того, государства, ратифицировавшие международные соглашения, такие как Конвенция о правах ребенка, обязаны уважать релевантные статьи и принципы, касающиеся ЭСКП, и докладывать об их соблюдении в экспертный комитет.
Даже те государства, которое еще не ратифицировали международные соглашения по ЭСКП, обязано уважать принципы прав человека, являющиеся частью «обычного права», права, завоевавшего всеобщее признание международного сообщества14. Всеобщая декларация прав человека повсеместно рассматривается как часть обычного права и, таким образом, имеет обязательную силу для всех государств, независимо от того, ратифицировали ли они последующие соглашения по правам человека или нет.
Более того, государства несут правовую ответственность за действия, нарушающие права человека за пределами своих границ, а также за действия, которые косвенно поощряют такие нарушения третьими сторонами. Например, Международный Суд (ООН) признал США ответственными за злоупотребления, совершенные контрас в Никарагуа при политической и финансовой поддержке со стороны США15. Гуманитарное право также признает за государствами ответственность за благополучие оккупированного гражданского населения, проживающего за пределами границ самого государства16.
Важно отметить, что помимо государств, право в области прав человека накладывает обязанности и на большое число негосударственных субъектов, хотя они и не ратифицировали конкретных соглашений. Генеральная Ассамблей провозгласила во Всеобщей декларации, что «каждый индивид и каждый общественный орган должны … способствовать уважению данных прав и свобод17.» Комитет по надзору подтвердил данное широкое толкование обязанностей в отношении прав человека, отметив, что третьи стороны, межгосударственные организации и агентства, а также международное сообщество в целом несут правовые обязательства в отношении ЭСКП18. Например, высказываясь непосредственно по вопросу о свободной торговле и развитии, Комитет отметил, что «международные институты, содействующие мероприятиям по структурной перестройке, должны следить за тем, чтобы данные мероприятия не поставили под вопрос соблюдение [к примеру] права на достаточное жилище19.”
Подотчетность негосударственных субъектов является одним из главных направлений в защите прав человека. В эпоху роста свободной торговли, пришедшую на смену холодной войне, негосударственные субъекты, такие как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), а также частные корпорации, приобрели всевозрастающий контроль над глобальной, национальной и даже местной экономической политикой. Данная политика касается каждого, где бы он ни находился, однако лица, принимающие решения, никем не избираются, а их решения не доступны общественному или демократическому контролю. Достижение подотчетности в отношении прав человека со стороны данной группы институций потребует длительной и напряженной борьбы, однако это будет иметь колоссальные последствия для благополучия миллиардов людей20.
4. Правовые обязанности
Все права человека влекут за собой связанные с ними обязанности, которые должны транслироваться в конкретные функции, гарантирующие данные права. Многие годы в традиционной трактовке прав человека доминировало неправильное мнение о том, что гражданские и политические права требуют лишь негативных обязанностей, в то время как ЭСКП требуют позитивных обязанностей. Согласно данной точке зрения, право на свободу слова гарантируется, когда государство оставляет человека в покое, тогда как государство должно предпринимать позитивные действия для гарантирования права на здоровье посредством строительства медицинских клиник и проведения иммунизации.
Данное деление на позитивное и негативное было недавно отвергнуто в пользу понимания того, что все права человека могут содержать как позитивные, так и негативные составляющие. Достаточно здравого смысла, чтобы понять, что гражданские и политические права, включая право на свободу слова, требуют позитивного ассигнования государственных ресурсов в виде обеспечения функционирования судебной системы и проведения образовательных программ среди населения относительно его прав. И наоборот, все ЭСКП имеют негативный аспект: некоторые государства препятствуют людям в свободной реализации их ЭСКП, например, путем блокирования поставок продовольствия и медикаментов опальным группам населения или в непокорные регионы.
Большинство экспертов и активистов сегодня согласны с тем, что обязанности в отношении всех прав человека – гражданских и политических, наравне с ЭСКП – могут быть разделены на несколько отдельных категорий в зависимости от типа обязанности. Хотя в данных типологиях и имеются некоторые различия, они сходятся по следующим основным категориям: обязанности уважать, защищать и соблюдать21.
· Обязанность уважать является негативной обязанностью. Она требует от ответственных сторон воздерживаться от любых действий, которые лишают людей конкретного гарантированного права. В отношении права на здоровье государство, к примеру, не имеет права лишать отдельные общины доступа к объектам медицинского обслуживания.
· Обязательство защищать является обязательством в отношении третьих сторон. Она требует от ответственных сторон обеспечить, чтобы третьи стороны не лишали людей конкретного гарантированного права. Например, государство должно принять и применять законы, запрещающие частным компаниям выбрасывать в окружающую среду опасные химикаты, наносящие вред здоровью людей.
· Обязательство соблюдать является позитивным обязательством. Она требует от ответственных сторон создания политической, экономической и социальной системы, обеспечивающей доступ к конкретному гарантированному праву для всех членов общества. Например, государство обязано предоставлять необходимые медицинские услуги, такие как доступное первичное медицинское обслуживание и чистая питьевая вода.
5. Нарушения
Оценка нарушений в конкретных ситуациях является одним из важнейших и неоднозначных аспектов ЭСКП. Недостаток ясности в отношении того, что представляет собой нарушение, затрудняет попытки реализации и применения ЭСКП. Частично, данное затруднение вызвано положением Пакта о «постепенной реализации» (см. ниже), которое было ошибочно интерпретировано некоторыми странами как освобождение от ответственности за нарушения. Вместе с тем, основным камнем преткновения является отсутствие политической воли со стороны ответственных лиц, а также неспособность движения за права человека призвать ответственных лиц к ответственности за экономическую несправедливость.
По мере того как все больше активистов и неправительственных общественных организаций обращаются к отстаиванию прав человека для мобилизации на борьбу с повсеместной нищетой, данное положение меняется. Их усилия начинают давать результат, однако проблема того, как оценивать нарушения по-прежнему остается главным камнем преткновения. В последние годы правоведы, активисты и агентства ООН разработали методики и списки индикаторов для определения степени нарушений22. Хотя подробные списки показателей по каждому праву и могут прояснить его теоретические составляющие, базовая правовая система оценки нарушений в конкретных ситуациях оказала бы активистам движения больше практической пользы.
Перейдем к изложению очень простой системы деления нарушений на две большие категории: неспособность «постепенно реализовать» права и дискриминация в доступе к правам.
Первая категория нарушений связана с вызвавшим много споров положением Пакта о том, что государства-участники обязуются «постепенно» реализовывать ЭСКП «максимально используя имеющиеся ресурсы» 23. Хотя данное положение признает тот факт, что бедные страны не способны сразу гарантировать тот же уровень образования и медицинского обслуживания, что и богатые страны, тем не менее, идея постепенной реализации не является разрешением на увековечивание экономической несправедливости и неравенства24. Напротив, государства-участники обязуются предпринять шаги по непрерывному улучшению для людей возможности обладать ЭСКП. Таким образом, если государство не выделяет достаточно ресурсов на первичное социальное обслуживание, или же если данное обслуживание поражено коррупцией, или же если специально игнорируется необходимая для предоставления данного обслуживания инфраструктура, то имеет место нарушения данных прав.
В рамках парадигмы постепенной реализации имеется два типа действий, которые при любых условиях будут рассматриваться как нарушения ЭСКП. Во-первых, это действия, лишающие людей базового прожиточного минимума, необходимого для достойной жизни – принцип минимального основного содержания. Во-вторых, это меры, которые фактически ухудшают доступ людей к ЭСКП – принцип необратимости.
Широко признано, что исходя из принципа минимального основного содержания ЭСКП, неспособность удовлетворить первоочередные человеческие потребности, является безусловным и абсолютным нарушением прав человека и не может быть оправдано уровнем экономического развития страны25. Данное положение исходит из того, что само выживание людей зависит от доступа к первичным социальным услугам и ни одно государство не является слишком бедным, чтобы не быть в состоянии удовлетворить данные потребности. Как отметил специальный докладчик ООН по ЭСКП Данило Турк: "Государства обязаны, независимо от уровня своего экономического развития, обеспечить соблюдение права на минимальный прожиточный минимум для всех." 26 Такой же позиции придерживается и Комитет, подтвердивший, что «страна-участница, в которой значительное число лиц лишено минимально необходимых продуктов питания, либо минимально необходимого медицинского обслуживания, либо минимально необходимых крова и жилища, либо первичных форм образования, прежде всего нарушает свои обязательства по данному Пакту» 27.
Комитет также объявил, что ответственные стороны не могут принимать мер обратного действия, которые нарушают ЭСКП, например, посредством «общего ухудшения условий жизни и проживания непосредственно вытекающего из политики и законодательных действий, проводимых государствами-участниками» 28. Принцип необратимости запрещает правительству сокращать базовый набор услуг, таких как медицинское обслуживание или начальное образование, даже под давлением со стороны международных кредиторов вроде МВФ и Всемирного банка, если такие сокращения повлекут за собой снижения доступа населения к данным услугам.
Вторая категория нарушений связана с запретом дискриминации в доступе к ЭСКП. Обязанность воздерживаться от дискриминации не подлежит ограничению на основании положения о постепенной реализации, и скорее является непосредственной обязанностью государств и негосударственных субъектов. Пакт категорически запрещает дискриминацию в доступе к пище, медицинскому обслуживанию, жилью, работе, образованию и другим ЭСКП на основании «расовой принадлежности, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных взглядов, национальности или социального происхождения, уровня благосостояния, места рождения или иных признаков» 29. Запрет дискриминации является абсолютным. Дискриминация не может быть оправдана никакими обстоятельствами, как то низкий уровень развития. Неспособность государства обеспечить равный уровень медицинского обслуживания или образования для девочек и мальчиков, по сути, является нарушением ЭСКП при любых обстоятельствах. Более того, дискриминационной будет считаться та политика, последствия которой на практике ведут к дискриминации, даже если данные последствия наступили непреднамеренно30.
6. ЭСКП и социальная справедливость
Опыт отстаивания ЭСКП показывает, что группы, работающие в таких различных областях как развитие, охрана окружающей среды и права человека, имеют одинаковые взгляды относительно справедливости и нищеты, но не имеют общей понятийной базы для налаживания взаимной поддержки и сотрудничества. Отсутствие совместных действий во многом объясняет тот факт, что единичный случай применения пыток может вызвать больше негодования мировой общественности, чем тысячи неоправданных смертей в результате отсутствия питьевой воды. ЭСКП предлагают недостающие основу и стратегию, для того чтобы заставить правительства восстановить социальную справедливость.
Целью данной работы является введение читателя в базовую правовую проблематику ЭСКП. Мы надеемся, что неправительственные общественные организации и активисты смогут воспользоваться настоящим пособием для лучшего понимания своей работы в данной области. Даже борцы за социальную справедливость, чья деятельность обычно не рассматривается в контексте прав человека, могут много выиграть, используя язык прав человека для объяснения своих действий.
ЭСКП могут сыграть большую роль в борьбе за социальную справедливость по целому ряду причин:
Борьба с нищетой и неравенством является нелегким и долгим делом. Для того чтобы повернуть вспять рост пропасти между богатыми и бедными на местном и глобальном уровне потребуются слаженные и скоординированные усилия со стороны огромного количества групп и активистов гражданского общества. При проведении «глобализации снизу» права человека могут сыграть важную роль путем объединения данных усилий ради достижения социальной и экономической справедливости и обеспечения правовой основы для достижения подотчетности и перемен.
Ссылки
1 См. в общем, Henkin, The Age of Rights (Хенкин «Век прав»)
(New
York: Columbia University Press, 1990); Cassese, Human Rights in a Changing World (Кассис «Права человека в меняющимся мире»)(Cambridge,
England: Polity, 1990).
2 Всеобщая
декларация прав человека, G.A. Res. 217A от 10 декабря 1948, Документ ООН. A/810 (1948).
3 См., Craven, The International Covenant on Economic,
Social and Cultural Rights: A Perspective on its Development (Кравен «Международный пакт по экономическим, социальным и культурным правам: перспективы развития)
(Oxford:
Clarendon Press:, 1995); Leckie, "Another Step Towards Indivisibility:
Violations of Economic, Social and Cultural Rights" (Леки «Еще один шаг к единству: нарушения экономических, социальных и культурных прав”) в квартальном издании Human Rights Quarterly, том 20, №. 1, 1998, стр. 81-124,
Eide,
“Economic, Social and Cultural Rights as Human Rights” (Эйд «Экономические, социальные и культурные права, как права человека») в издании Eide, Krause
and Rosas, eds., Economic, Social and
Cultural Rights: A Textbook., (Эйд, Краус и Росас «Экономические, социальные и культурные права: учебное пособие»)
(Netherlands: Kluwer Academic Publishers, 1995).
4 Международный пакт по экономическим, социальным и культурным
правам, Документ ООН. A/RES/2200 A (XXI), (1966).
5 Конвенция по правам ребенка, документ ООН. A/RES/44/736
(1989).
6 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в
отношении женщин, Документ ООН. A/RES/34/180 (1979).
7 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в
отношении женщин, Документ ООН. A/RES/2106 A (XX) (1965).
8 Leckie; Craven, and Eide, см ссылку 3.
9 Mutua, “Human Rights Ideology,” (Мутуа «Идеология прав человека») в журнале University of Virginia International Law Journal 36:589 (1996). Филип
Алстон (Philip Alston), ведущий эксперт в области ЭСКП, подверг критике
такой несбалансированный подход к работе в области прав человека: "НПО в
области прав человека должны в первоочередном порядке рассмотреть вопрос, что
может быть сделано, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, когда подавляющее
большинство НПО в основном только на словах содействуют защите экономических
социальных и культурных прав." Alston,
“Denial and Neglect” (Алстон
«Отрицание и игнорирование») в издании
Roech, ed., Human
Rights: The New
Consensus (Роеч
«Права человека: Новый конценсус») (London: Regency Press, 1994), стр. 112.
10 См., Alston and
Quinn, “The Nature and Scope of States Parties’ Obligations Under the
International
Covenant on Economic, Social and Cultural Rights” (Алстон и Квинн «Характер и масштаб обязательств
государств-участников по Международному пакту по экономическим, социальным и
культурным правам») в квартальном
издании Human
Rights
Quarterly, том. 9, №. 2, 1987; Craven, см. ссылку 3.
11 Общие комментарии 4 Комитета по экономическим социальным и культурным
правам, ООН.
Документ .E/C.12/1991/23;
Общие комментарии 7 Комитета по
экономическим социальным и культурным правам, ООН.
Doc.E/C.12/1997/4; Общие комментарии 11 Комитета по экономическим социальным и культурным
правам, ООН.
Doc. E/C.12/1999/4; Общие комментарии 12 Комитета по экономическим социальным и культурным
правам, ООН. Doc. E/C.12/1999/5.
12 См. Eide, Report
on the Right to Adequate Food as a Human Right (Отчет
о достаточном питании, как одном из прав человека), документ
ООН. E/CN.4//Sub.2/1987/23;
Sachar, UN
Special Rapporteur on the Human Right to Adequate Housing, Final Report (Специальный доклад ООН по правам человека на достаточное жилье, Заключительный отчет): E/CN.4/Sub.2/1995/12).
13 Alston and Quinn, см. ссылку 10.
14 См. Alston and
Simma, “The Sources of Human Rights Law: Custom, Jus Cogens and General Principles,”(Алстон и Симма «Источники законов по правам человека: обычай, Jus
Cogens и общие принципы»)
Australian Yearbook of International Law (Австралийская книга года по международному праву), том. 12 (1992).
15 Дело в отношении военных и полувоенных действий в
и против Никарагуа, Решение от 27 июня 1986, ICJ пар. 107-109. См. также решение межамериканского
суда по правам человека в отношении Веласкес-Родригес. В обязанности
государства входит предотвращение нарушений прав человека на территории,
находящейся под его контролем, даже если такие нарушения совершаются третьими
сторонами. Дело Веласкес-Родригес, 28 ILM
291, пар. 166 (1989); Дело 7615 Межамериканский суд. H.R., OAS/ser.L/V./II.66, Документ. 10.
16 Например, IV Женевская конвенция обязует оккупирующие
государства «содействовать заботе о детях и образованию детей» и обеспечивать
доступность «продовольствия, медикаментов и других предметов», необходимых для нужд гражданского населения.
IVЖеневская конвенция в отношении защиты гражданских
лиц во время войны, август. 12,
1949, Статья. XIII, L, 6 UST.
3516, 75 UNTS. 287.
17 UDHR, см. ссылку 2, Преамбула.
18 По наблюдения Комитета эти обязательства имеют
«многоуровневый характер. На макро-уровне они затрагивают (1) общенациональные
и местные правительства и органы власти, а
также третьи стороны, способные нарушить эти нормы; (2) международное
сообщество государств и (3) международные
организации и агентства» Документ ООН. E/CN.4/Sub.2/1991/17,
18-19.
19 Общие комментарии 4, см. ссылку. 11, пар. 19. Эти
обязательства были в дальнейшем выделены недавними конференциями ООН, каждая из
которых делала явную ссылку на международные финансовые институты, призывая их
дать оценку воздействию их политики и
программ на осуществление прав человека» и недооценивая их «особые
обязательства» по продвижению прав человека посредством международного
сотрудничества. См. Венскую декларацию 1993,
частьII, пар. 2; Agenda 21, UN
Doc
A/CONF.151/26 (том. III), пар. 38.41; Копенгагенская декларация по
социальному развитию.
20 См. Jochnick,
"Challenging Impunity: Accountability for
Non-State
Actors," (Джокник «Оспаривая безнаказанность: Подотчетность
негосударственных субъектов») квартальное издание Human
Rights
Quarterly, том. 21, № 2, 1999.
21 Эйд, см. ссылку 3; Shue, "The Interdependence of Duties."(Шу «Взаимозависимость обязанностей») в Alston & Tomasevski, eds., The Right
to
Food (Алстон иТомасевский
«Право на пищу»)
(Utrecht:
Stichting Studie- en Informatiecentrum Mensenrechten, 1984)
22 Например,
группа правовых экспертов встретилась в 1986 году и выработала всеобъемлющий
набор правовых критериев по ЭСКП, известный как Лимбургские принципы, которые в
дальнейшем вылились во встречу в
Маастрихте в 1997.
Лимбургские принципы по реализации МПЭСКП,
Документ ООН. E/CN.4/1987/17, Приложение, переиздано в квартальном
издании Human Rights Quarterly, том. 9 (1987), стр. 122-135.
См. также, Tomasevski, “Human Rights
Indicators: The
Right to Food
as a Test
Case”(Томашевский «Индикаторы прав человека: Право на
пищу как вопрос испытания» в издании The
Right
to
Food (Право
на пищу) (см. ссылку 21).
23 Пакт, см. ссылку 4, статья. 2(1).
24 Общие комментарии 3, Документ ООН. E/C.12/1990/12,
пар. 8--11.
25 См. Турк, Второй отчет о состоянии дел,
Специальный доклад ООН по экономическим, социальным и культурным правам,
документ ООН. E/CN.4/Sub.2/1991/17,
стр. 18, пар. 10; Общие комментарии 3, см. ссылку 24, Документ ООН.
E/C.12/1990/8,
пар. 10. Ученый в области международного права Ричард Фалк оспаривает положение
о том, что государство, которое «
поддерживает экономическую ситуацию, когда небольшая группа населения получает
большую долю богатств в то время, как подавляющее
большинство влачит существование на или ниже черты бедности, виновно в
нарушении этой категории прав человека»
Falk, Human Rights
and
State
Sovereignty, (Фалк «Права человека и государственный
суверенитет») (New York: Holmes &
Meier Publishers, 1981).
26 См. Турк, там же.
27 Общие комментарии No. 3 Комитета, см. ссылку. 24, пар. 10.
28 Общие комментарии No. 4, см. ссылку 11, пар. 11.
29 Пакт, см. ссылку 4, статья . 2(2).
30 Craven, см. ссылку 3, стр. 166-167.