Отрывок из готовящегося к печати учебника «Мониторинг прав человека» Марек Новицкий

Разработка стратегии действий НПО

1.Специализация - путь к профессионализму

Во всем мире в государствах, вырвавшихся из оков тоталитаризма,  создаются организации по оказанию помощи пострадавшим. Помощь может иметь юридический характер либо выражаться в обращении к государственной администрации в интересах жертв тоталитарного режима. Такие организации не являются строго говоря правозащитными — они оказывают помощь при решении всяческих житейских проблем, часто не связанных с нарушениями прав человека. В период политических преобразований они нередко действуют вполне успешно, используя личные знакомства, влияние на представителей новой властной элиты либо растерянность потерявших ориентацию чиновников из различных учреждений. На первых порах такие организации редко прибегают к правовым процедурам, так как, во-первых, на это требуется много времени, а во-вторых, они не располагают кадрами юристов, специализирующихся в различных областях юриспруденции. Проблемы, с которыми они сталкиваются, касаются различных отраслей права: уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского, административного и трудового, а также права, регулирующего соцобеспечение и др. Организация справляется со своими задачами до тех пор, пока число дел и клиентов не окажется ей не по силам.

Большинство организаций ищет выход из положения, отказываясь от рассмотрения проблем определенного типа. На дверях появляются объявления: «не оказываем помощи при рассмотрении семейных, квартирных и трудовых вопросов». Становится легче, но не надолго. Со временем организация приходит к выводу, что со всеми оставшимися проблемами она тоже не в состоянии справиться, и начинает определять свои приоритеты. Если при этом организация отдаст предпочтение проблемам, связанным с правами и свободами человека, то преобразуется из организации «всесторонней помощи» в «право человеческую»..

По мере растущей специализации старые организации часто делятся, а новые ограничивают круг своих интересов одним или несколькими избранными правами  человека или правами определенной социальной группы. Процесс возрастающей специализации наблюдался во всех частях света, всюду, где строились демократия и правовое государство. В развитых демократических государствах Западной Европы и Северной Америки число организаций, занимающихся «защитой прав человека» очень невелико, да и они ограничивают свою деятельность правами личности и политическими правами.' Организации часто ставят перед собой стратегические цели, а в других областях не выходят за рамки общих наблюдений за соблюдением прав человека. Ведь в этих странах действуют десятки специализированных организаций. На международной арене также нет неправительственных организаций, которые занимались бы «защитой прав человека». В то же время имеется целый ряд специализированных организаций: Amnesty International  (узники совести, пытки, смертная казнь). Article 19 (свобода слова). Minority Rights Group (права тех, кто принадлежит к различным меньшинствам). Penal Reform International (тюрьмы) и т.п.

2. Действия, направленные на системные изменения

Ограничение круга проблем означает переход к новым методам действий. Вначале организация старается пойти навстречу всем жертвам нарушений прав человека, обращающимся к ней за помощью. Если принимаемые ею меры эффективны, к ней обращается все больше людей, оказавшихся в подобной ситуации. Со временем становится ясно, что оказание помощи всем нуждающимся - задание невыполнимое. Начинаются поиски причин появления таких проблем: юридически необоснованное положение закона, ошибочная интерпретация нормы, пробел в законодательстве либо общепринятая административная практика. Поняв причину проблемы, можно предпринять шаги к ее устранению. Пытаясь ликвидировать источник нарушений прав человека, мы, как правило, используем один-два хорошо аргументированных, вызывающих эмоциональную реакцию примера нанесения гражданам определенного ущерба. Если при этом мы выбираем форму правовых действий, необходимо заручиться помощью самых квалифицированных экспертов. Но и сделав ставку на общественные акции или политические мероприятия, мы все равно должны сконцентрироваться на нескольких ярких примерах нарушения прав человека, а не на статистике или менее убедительных и более сложных ситуациях, когда наш клиент оказывается вовлеченным в целый ряд других правовых проблем. Таким образом, занимаясь делом одного лица или нескольких человек, мы можем оказать помощь многим людям и привести к ликвидации или ограничению нарушений прав человека данного типа.

Ограничение поля деятельности  — один из основных принципов разработки стратегии. Лучше всего специализироваться в определенной тематике, имеющей конкретные рамки (свобода слова, права ребенка, право на справедливое судебное разбирательство, права заключенных и т.п.). Следует выбрать фрагмент действительности, который требует перемен, и добиваться прогресса на этом участке, а тем самым косвенно способствовать решению проблемы как таковой. Это очень трудная стратегия - в каждой стране возникает множество проблем, и каждая из них кажется «самой важной».Стратегическое планирование требует от лидеров холодного расчета и умения мыслить тактически.

3. Стратегия выбора цели действий

На каждом этапе как стратегического, так и тактического планирования необходимо очень точно формулировать желаемые цели, не только конечные, но и промежуточные, для каждого этапа действий. Наиболее распространенная ошибка - слишком широкая постановка цели, что приводит либо к полному отсутствию результатов, либо, в лучшем случае, к настолько мало ощутимым эффектам, что и мы сами, и наши сторонники, и спонсоры уверены, что организация потерпела неудачу.

Профессионально действующая организация должна планировать свою работу, точно определять долгосрочные (стратегические), а в их рамках и краткосрочные (оперативные) цели и разрабатывать стратегию достижения желаемых результатов.

Итак, планирование мер по защите общественных интересов начинается с выбора цели, т.е. с определения, что именно мы хотим изменить в данном государстве в области соблюдения прав человека. Для профессиональных правозащитных организаций (и вообще организаций типа watch-dog) характерно стремление к системным изменениям права или практики его применения. Как говорилось выше, для достижения своей цели они используют правовые, политические и общественныемероприятия, по отдельности либо в различных комбинациях. Профессиональные организации не ограничиваются борьбой с последствиями нарушений прав человека -оказанием помощи их жертвам, - так как понимают, что системные решения приводят к уменьшению числа пострадавших. Помощь жертвам нарушений прав человека, не подкрепленная системными мероприятиями, заводит в тупик. Даже если нам удастся добиться возмещения ущерба одному человеку, вслед за ним с жалобами обратится несколько других жертв несправедливости.

Систематическое оказание помощи пострадавшим от нарушений того или иного права человека как единственная цель деятельности приводит к ощущению бесконечности и безнадежности и у самих правозащитников, и у их спонсоров, даже если работа приносит определеные результаты. Решение пусть небольшой, но системной проблемы вселяет надежду, в то время как попытки исправить уже причиненное зло, не подкрепленные другими мерами, напоминают субсидирование нерентабельной шахты, в которую приходится вкладывать все новые средства без всяких перспектив добиться перемен. Поэтому об успехе можно говорить лишь в тех случаях, когда нам удается довести до системных изменений, (пересмотр положения закона или изменение его практического применения), хотя бы в узкой области, т.е. до решения проблемы вместо бесконечной борьбы с ее последствиями.

Нам, естественно, хотелось бы изменить очень многое, однако следует поставить перед собой ближайшую цель. Она должна быть очень конкретной и четко сформулированной. Не обязательно браться за самую важную правозащитную проблему в нашей стране. (Критерия важности, кстати, часто неясны: что важнее -решить менее болезненную проблему, затрагивающую многих, или заняться вопиющей несправедливостью, от которой страдают немногие.)

3.1. Реальная цель

Достижение конкретной, четко сформулированной цели имеет большое значение для всех: нас самих, тех, кто нам сочувствует, и наших спонсоров, ибо позволяет поверить в смысл нашей работы. Успешная деятельность вызывает также уважение со стороны властных структур. Становится очевидно, что с нашим мнением и требованиями следует считаться, а это облегчит нам работу в будущем. Организацию, не ставящую перед собой четких целей, либо неспособную достичь поставленной цели, органы власти будут неизбежно игнорировать. Достижение пусть небольших, но ощутимых результатов имеет особое значение для создания имиджа и укрепления позиций новых организаций. К примеру, если мы через СМИ предаем гласности нашу деятельность в форме судебных тяжб - возбуждение судебных процессов с целью получить решения высших судебных инстанций, имеющие характер прецедента,— очень важно выиграть несколько первых дел. Если мы проиграем, скажем, в четвертом случае, ничего страшного не произойдет, поскольку нас уже знают как ответственную и результативную организацию; проигрыш дела будет воспринят как «издержки производства». Если же нам не удастся выиграть первые два дела, при рассмотрении третьего нас никто не будет брать всерьез.

Выбирая первые проблемы, с которыми мы хотим обратиться в суд, важно считаться с тем, насколько велики шансы их решения в нашу пользу. Со временем можно будет позволить себе и более рискованные шаги либо пойти на очевидный проигрыш дела, выбранного нами для того, чтобы дать данному вопросу огласку и сделать его предметом публичной дискуссии.   Если под влиянием первых организованных нами общественных акций (демонстрации, пропагандистские мероприятия и прямые акции) властные структуры пойдут на уступку и выполнят наши требования, в будущем нам будет легче найти союзников, да и органы власти станут серьезнее относиться к нашим протестам и предложениям. Если же первые мероприятия окажутся безуспешными, наши позиции в дальнейшем будут значительно ослаблены. Чувство моральной правоты могло удовлетворять диссидентов. Сегодня от правозащитных организаций ожидается еще и результативность действий. Что толку в нашей правоте, если известно что мы не достигаем эффектов и не умеем побеждать.                         *

3.2. Стратегия «малых шагов» — выработка оперативных целей

Властям не свойственна любовь к резким глубоким переменам. Поэтому хороший стратег вынуждает их пойти сначала на мелкие уступки. Даже совсем небольшие, но конкретные изменения, вселяют надежду, вызывают рост общественной активности. История учит нас, что тоталитарные режимы удерживают власть до тех пор, пока правители не приступят к политике «либерализации». Какими бы мелкими ни были уступки, реакцией на них есть растущая отвага и желание не уступать. Этот принцип относится не только к тоталитаризму.   В демократических государствах и правительство и общество легче идут на мелкие изменения - возьмем, например, борьбу за права «отверженных» (групп, вызывающих неприятие, а иногда и презрение общества). Если удастся добиться ликвидации дискриминации в какой-то узкой области или на конкретном участке общественной жизни, она скорее всего не сможет долго продержаться и в других областях.

Так например, переломной акцией движения в защиту Черного населения США, возглавляемого Мартином Лютером Кингом, была кампания 1962 года в Бирмингеме, Она привела в конце концов к отмене расовой сегрегации в штате Алабама на основании решения Верховного суда. Непосредственной целью акции (заключавшейся в бойкоте, сидячих забастовках и маршах) была всего лишь отмена расовой сегрегации в торговых и гастрономических точках в центре города. Эти на первый взгляд незначительные действия привели к постановке все более серьезных и далеко идущих задач. И наконец благодаря объединению общественных, судебных и политических форм действий удалось добиться ликвидации расовой сегрегации в Соединенных Штатах.

Подобным образом совсем незначительные на первый взгляд меры, с которых начиналась кампания Ганди, как например, борьба с английской монополией на соль, привели со временем к получению Индией независимости, в то время как многочисленные движения борцов за сепаратизм, независимость или против дискриминации, не ставившие себе малых промежуточных целей, кончались чаще всего неудачей.

В стремлении решить более широкую общественную проблему, необходимо выбирать различные краткосрочные цели. Успех наших действий в значительной мере зависит от умелой постановки промежуточных (оперативных) целей. Каждая проблема складывается из целого ряда элементов, напоминая стену, сложенную из кирпичей. Если с умом выбрать кирпич, который нужно выбить в первую очередь, можно одним ударом развалить стену или хотя бы расшатать ее. Если выбор окажется ошибочным, придется выбивать следующие кирпичи, каждый из которых держится не менее прочно, чем первый. Если бы Мартину Лютеру Кингу удалось добиться отмены дискриминации в ресторанах, она вряд ли бы удержалась в продовольственных магазинах; если бы сегрегацию ликвидировали в банях, не было бы смысла сохранять ее в автобусах. Если в борьбе за улучшение содержания заключенных в тюрьмах, мы будем добиваться повышения дневной продовольственной нормы, это не отразится на санитарном состоянии тюрьмы. А вот если нам удастся устранить предписания, затрудняющие   доступ   в   пенетенциарные   учреждения   представителям неправительственных, благотворительных, культурных, просветительных, религиозных и других организаций, мы тем самым изменим всю тюремную систему. Тюрьма, в которую повседневно приходят люди, не связанные с государственным аппаратом, становится местом, где скорее всего не дойдет до серьезных нарушений прав человека.

3.3. Стратегическое расширение оперативных целей

Формулируя оперативные цели, мы сужаем стратегическую цель. Борясь за введение изменений в узких областях общественной жизни, мы пытаемся осуществить перемены в более широком масштабе (как Кинг или Ганди).

Бывает, что в поисках поддержки со стороны различных социальных групп при достижении нашей (очень узкой) цели, мы сталкиваемся с необходимостью расширить эту цель, чтобы поддержка наших действий соответствовала интересам и других групп. Так например, цель «легализация партнерских отношений лиц с гомосексуальной ориентацией», вызывающая негативную реакцию в обществе, можно расширить следующим образом : «легализация отношений лиц, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство». При такой формулировке цель касается не только гомосексуалистов, но и лиц гетеросексуальных, не узаконивших свои отношения; лиц, постоянно ухаживающих за инвалидами и т.п. Таким образом, добиваясь решения своей проблемы, гомосексуалисты помогают другим социальным группам и в какой-то мере могут рассчитывать на их помощь.

3.4. Определение существа проблемы - отделение причин от последствий

Ясная и точная формулировка цели невозможна без должного определения существа проблемы. А это означает умение отделить причины от последствий. Главной проблемой для наших клиентов может быть тот факт, что предприятие не платит им зарплаты. Наша деятельность в защиту права на справедливое рассмотрение дела и создания правового государства может показаться им абстрактной и, честно говоря, излишней. А между тем, без гарантированного права на судебный процесс, составной частью которого является эффективность действий органов, приводящих в исполнение судебные решения, эту проблему решить нельзя (разве что прибегнув к насилию). Задолженность по зарплате можно ликвидировать либо через исполнение судебного решения, либо революционным путем. Поскольку революция не входит в стратегию правозащитных организаций, в своих усилиях по решению проблемы наших клиентов мы должны сосредоточиться на таких мерах, которые гарантируют каждому право на судебное разбирательство.

В отличие от социальных прав гражданские и политические права человека, изложенные в двух основных международных документах - Европейской конвенции о правах человека и Международном пакте о гражданских и политических правах — нашли четкую формулировку в решениях международных судебных (или квази­судебных) органов. Правовая норма независимости судебных органов одинакова для всех стран, а вот единой нормы справедливого вознаграждения за труд не существует. Добиваясь от государства гарантированного соблюдения основных гражданских и политических прав (свобода слова, независимый суд, свобода собраний), мы прокладываем путь к борьбе за социальные права, поскольку создаем правовые и политические механизмы, без которых такая борьба обречена на провал. Некоторые считают, что гражданскими и политическими правами можно заниматься, лишь заручившись гарантией социальных прав. Такой подход совершенно нереален. Без гарантированного соблюдения первых, путь к осуществлению    социальных устремлений общества закрыт. Разве что с применением насилия.

Методы, применяемые правозащитными организациями, иначе говоря, правовые, политические и общественные мероприятия в защиту интересов общества, имеют целью нажим на властные структуры, а не прямое изменение общественных взглядов, борьбу со стереотипами или преодоление предубеждений. Они могут, конечно, привести к принятию положения закона, облегчающего противодействие нетерпимости и ксенофобии. Тем не менее сущность деятельности организаций по правам человека заключается в давлении на публичную власть, а не на общество. Такие организации могут бороться с проявлениями дискриминации в действиях органов власти, добиваться отмены или изменения   норм права, которые предусматривают общественную дискриминацию, либо применения «мертвых» норм (например, более тяжелое наказание за избиение по расовым мотивам). Однако им не сломить предубеждений против цыган, гомосексуалистов, проституток или наркоманов. Этого можно добиться лишь  кропотливым  органическим трудом, работой у основ, требующих совсем других умений и методов. Терпимость прививается в школе, театре, кино, спортклубе, армии, скаутской организации, на дискотеках, а не в суде или на заседании парламента.

3.5. Характер и диапазон нарушений прав человека как факторы, влияющие на выбор цели

На выбор цели влияет также характер и диапазон нарушений прав человека. Наряду с моральными предпосылками существуют прагматические аргументы.

Легче мобилизовать общественное мнение вокруг драматичных случаев, вызывающих эмоциональную реакцию. С другой стороны, если нарушение какого-либо права, хотя и не слишком серьезное, встречается повсеместно, если многие чувствуют себя его потенциальными жертвами, гораздо легче найти потенциальных союзников для наших действий. Не каждый попадет в тюрьму, но рано или поздно никому не миновать больницы. Поэтому проще найти поддержку для борьбы за права пациента, чем для акций по защите достоинства заключенных.

Мероприятия по защите прав человека пользуются молчаливой поддержкой почти всего общества в государствах, не являющихся правовыми, где большинство граждан понимает, что может стать жертвой репрессий. Там, где демократия стабильна и действует принцип господства права, организации по правам человека выступают в защиту лиц, принадлежащих к различным меньшинствам - нередко сталкивающихся с недоброжелательным отношением общества и дискриминацией со стороны властей. В этом случае мы начинаем защищать меньшинство от большинства, а не как раньше -большинство от меньшинства. Правозащитные акции в государствах права выглядят иногда парадоксально, а проводить их труднее, чем в странах, где права не соблюдаются. И поэтому, если мы хотим добиться успеха, нужно начинать с более широко распространенных и менее противоречивых проблем, например, с прав пациента, а позднее, заручившись общественной поддержкой, переходить к таким менее популярным вопросам, как защита прав наркоманов. При более длительных действиях целесообразно предпринимать попеременно шаги, направленные на улучшение положения большинства, и меры по защите групп, вызывающих неприятие большинства.                                                            Итак, основные критерии, определяющие наш выбор, - это реализм и рациональная оценка цели. Если при этом разные цели представляются нам одинаково важными, следует принять во внимание другие факторы.

3.6. Иные факторы, влияющие на выбор цели

а. Политическая ситуация в стране

Ситуация в стране может способствовать или препятствовать принятию определенных мер. Шансы на успех, в частности, зависят от общественной атмосферы, публичного восприятия конкретных проблем, связанных с правами человека (некоторые темы могут быть особенно щекотливыми), от политических потребностей  правящих группировок (имидж, который они хотят создать себе внутри страны и за рубежом), а также от личности министров и других влиятельных политиков. При выборе одной из нескольких равнозначных целей, следует принять во внимание целый ряд подобных факторов.

б. Политический календарь

При выборе цели мы часто принимаем во внимание политические события в стране, например, выборы парламента или местных органов власти, референдумы, порядок работы парламента {важные парламентские дебаты). На нашу работу влияют также сроки представления правительством отчетов по выполнению отдельных международных соглашений, планируемый приезд различных международных миссий, например. Комитета против пыток и т.п.

в. Реальные возможности организации Необходимо трезво оценивать личный, интеллектуальный, финансовый и технический потенциал нашей организации, чтобы не ставить перед собой невыполнимых задач.

 

3.7. От стратегических к оперативным целям

Если мы в действительности примем во внимание все вышеупомянутые факторы, то не поставим себе задачу типа «исправление ситуации в области соблюдения прав человека в нашей стране».Стратегической целью (единственной или одной из нескольких) профессионально действующей организации может быть, например,

Гарантированное соблюдение   государственными учреждениями ст. 3 Европейской конвенции по правам человека,  а также повышение эффективности государственных мер воздействия в случае угрозы свободам, оговоренным в данной статье.

При такой формулировке цель действий, хотя и суженная до одной статьи Европейской конвенции (свобода от пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания), сохраняет значительный диапазон, а ее достижение требует продуманной долгосрочной стратегии. Поэтому необходимо с самого начала определить частные - оперативные цели, которые помогут в достижении стратегической цели. Постепенно, «малыми шагами». «Малые шаги» — это и есть оперативные цели. Однако при разработке стратегии, мы не можем ограничиться определением оперативных целей. Принимая во внимание все вышеупомянутые факторы, мы должны наметить очередность их осуществления.

Для нашей стратегической цели можно предложить следующий набор оперативных:

целей;

Усилить меры по защите против пыток и других бесчеловечных или

унижающих достоинство видов обращения и наказания в:

• Местах, изоляции (следственные изоляторы, тюрьмы, психиатрические лечебницы и т.п.),»

Учреждениях, с постоянным или длительным пребыванием (интернаты,детские дома, дома престарелых и т.п.),

• Действиях представителей государственного аппарата принуждения (полиция, городская охрана, пограничная служба и т.п.),

• Действиях функционеров параслужб, деятельность которых регулируется законом (телохранители, билетные контролеры, частные детективы и т.п.),

• Действиях других представителей государства и лиц, нанятых на работу органами публичной власти (служащие, учителя, судьи и т.п.).

 К  другим стратегическим целям организации по правам человека относятся, например:

Гарантирование гуманных условий узникам, отбывающим наказание;

• Устранение проявлений дискриминации в области   прав человека по отношению к представителям различных меньшинств и создание системы аффирмации при пользовании некоторыми правами человека для членов определенных групп в тех случаях, когда такой подход оправдан исторически либо вытекает из сложившейся ситуации;

• Борьба против жестокости полиции,

 Выбор стратегической цели осуществляется, как правило, на основании имеющейся информации общего типа, а также опыта данной организации и связанных с нею лиц. Однако когда дело доходит до разработки стратегии, формулировки оперативных целей и предварительной планировки конкретных действий, необходимо начать сбор надежной детальной информации на данную тему. Поставив предварительный диагноз ситуации, мы можем приступить к созданию стратегии подбора оперативных целей и методов их достижения. Именно на этом этапе решается вопрос о необходимости мониторинга.

4. Предварительный диагноз ситуации, т.е.   вступительное   определение   состояния   избранного   фрагмента действительности, на основании которого можно сделать набросок плана стратегии действий, заключается в сборе информации из сравнительно легко доступных источников, расширяет наши знания по данной тематике и ориентировку в потенциальных проблемах, часто позволяет заметить обстоятельства, о которых мы раньше не догадывались, является одним из этапов разработки концепции действий — именно от него зависит, будем ли мы проводить мониторинг. Тем не менее, такой анализ не означает мониторинг!

На этом этапе мы занимаемся поиском источников информации: прежде всего экспертов, которые укажут нам необходимую литературу.

• Беседы с экспертами (ученые,    представители специализированных неправительственных организаций, юристы или другие лица, которые занимались или занимаются этой проблемой)

• фокусированное групповое интервью с участием лиц, связанных с данной проблематикой, но рассматривающих ее с разныз точек зрения (должностные лица, потерпевшие или их родственники, представители неправительственных организаций и т.п.)

• вступительный анализ правовых норм, касающихся избранного участка действительности (внутригосударственное и международное право)

• анализ научных исследований, проводимых различными институтами и университетами

• анализ результатов прочих исследований или контроля, проводимых различными организациями - государственными (НИК), неправительственными либо международными (например. Комитет против пыток)

• вступительный анализ сообщений средств массовой ирформации, беседы с журналистами, которые специализируются в данной проблематике

• анализ жалоб по интересующему нас вопросу, поступающих от граждан в различные учреждения и организации (Бюро уполномоченного по правам человека, специализированные неправительственные организации, адвокатская канцелярия и т.п.) которые позволят нам лучше понять проблематику и разработать концепцию мониторинга

Предварительный диагноз дает нам общие сведения о соблюдении прав человека в данной области. Иногда он позволяет также выдвинуть гипотезу относительно причин нарушений прав человека. Благодаря полученным знаниям мы сможем разработать оперативные цели и установить очередность их достижения. Кроме того, мы сумеем определить характер соответствующих политических и правовых мероприятий и приступить к их планированию и реализации.

Гораздо чаще, однако, только поставив предварительный диагноз, мы оказываемся в состоянии понять, каких   именно знаний нам не хватает для планирования политических, правовых или общественных акций. И тогда первым элементом нашей стратегии становится мониторинг. Лишь на основании результатов мониторинга и информации, полученной в ходе расследований, мы приступим к разработке плана отдельных мероприятий и конкретных акций. Любая из вышеупомянутых целей вряд ли была бы достижима без мониторинга.

В некоторых ситуациях мы можем запланировать и осуществить оперативные и даже стратегические цели без проведения мониторинга. Тем не менее, достоверная информация укрепляет наши позиции, облегчая формулировку аргументов во время переговоров с представителями власти по поводу желаемых перемен (в рамках как общественных, так и политических мероприятий). Хорошо запланированные расследования помогают также при подборе соответствующих случаев, «казусов» для правовых действий.

 посещения мест изоляции и учреждений с длительным или постоянным пребыванием (суд, психиатрическая лечебница, тюрьма, детский дом и т.п.), которые позволят нам лучше понять проблематику и разработать концепцию мониторинга

Предварительный диагноз дает нам общие сведения о соблюдении прав человека в данной области. Иногда он позволяет также выдвинуть гипотезу относительно причин нарушений прав человека. Благодаря полученным знаниям мы сможем разработать оперативные цели и установить очередность их достижения. Кроме того, мы сумеем определить характер соответствующих политических и правовых мероприятий и приступить к их планированию и реализации.

Гораздо чаще, однако, только поставив предварительный диагноз, мы оказываемся в состоянии понять, каких   именно знаний нам не хватает для планирования политических, правовых или общественных акций. И тогда первым элементом нашей стратегии становится мониторинг. Лишь на основании результатов мониторинга и информации, полученной в ходе расследований, мы приступим к разработке плана отдельных мероприятий и конкретных акций. Любая из вышеупомянутых целей вряд ли была бы достижима без мониторинга.

В некоторых ситуациях мы можем запланировать и осуществить оперативные и даже стратегические цели без проведения мониторинга. Тем не менее, достоверная информация укрепляет наши позиции, облегчая формулировку аргументов во время переговоров с представителями власти по поводу желаемых перемен (в рамках как общественных, так и политических мероприятий). Хорошо запланированные расследования помогают также при подборе соответствующих случаев, «казусов» для правовых действий.

 

 

 

Hosted by uCoz