Приложение
к резолюции 48/134 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года.
1.
На национальное учреждение возлагается задача поощрять и защищать права
человека.
2.
Национальное учреждение наделяется как можно более широкими полномочиями,
которые четко излагаются в конституционном или законодательном акте, определяющем
его состав и круг его ведения.
3.
Национальное учреждение осуществляет, в частности, следующие функции:
а)
представляет правительству, парламенту и любому другому компетентному органу
на консультативной основе, по просьбе заинтересованных органов или в порядке
осуществления своего права рассматривать любой вопрос без обращения в более
высокую инстанцию, мнения, рекомендации, предложения и доклады по вопросам,
касающимся поощрения и защиты прав человека; национальное учреждение может
принять решение о предании их гласности; эти заключения, рекомендации,
предложения и доклады, а также любая прерогатива национального учреждения
относятся к следующим областям:
i)
любые законодательные и административные положения, а также положения,
касающиеся судебных органов и направленные на обеспечение и усиление защиты
прав человека; в этой связи национальное учреждение изучает действующее
законодательство и административные положения, а также законопроекты и
предложения и выносит рекомендации, которые оно сочтет целесообразными
для обеспечения соответствия этих положений основополагающим принципам
в области прав человека; в случае необходимости оно рекомендует принятие
нового законодательства, поправки к действующему законодательству и принятия
или изменения административных мер;
ii)
любой случай нарушения прав человека, который оно решает рассмотреть;
iii)
подготовка докладов о положении в стране с точки зрения прав человека в
целом, а также о более конкретных вопросах;
iv)
привлечение внимания правительства к случаям нарушения прав человека в
любой части страны, представление ему предложений относительно мер, направленных
на пресечение таких нарушений, и, в случае необходимости, изложение своего
мнения относительно позиции и реакции правительства;
b)
поощряет и обеспечивает согласование национального законодательства, правил
и практики с международными документами по правам человека, участником
которых является данное государство, и их эффективное осуществление;
с)
содействует ратификации вышеупомянутых документов или присоединению к ним
и обеспечивает их осуществление;
d)
участвует в подготовке докладов, которые государства должны представлять
органам и комитетам Организации Объединенных Наций, а также региональным
учреждениям во исполнение своих договорных обязательств и, в случае необходимости,
выражать свое мнение по этому вопросу, должным образом соблюдая их независимость;
е)
сотрудничать с Организацией Объединенных Наций и любыми другими организациями
системы Организации Объединенных Наций, региональными учреждениями и национальными
учреждениями других стран, компетентными в вопросах поощрения и защиты
прав человека;
f)
содействовать разработке учебных и исследовательских программ по правам
человека и принимать участие в их осуществлении в школах, университетах
и в профессиональных кругах;
g)
предавать гласности положение в области прав человека и усилия по борьбе
против всех форм дискриминации, особенно расовой дискриминации, посредством
повышения осведомленности общественности, в частности путем информирования
и просветительской деятельности, а также посредством использования всех
печатных органов.
1.
Состав национального учреждения и порядок назначения его членов, путем
выборов или иным способом, устанавливаются в соответствии с процедурой,
предусматривающей все необходимые гарантии обеспечения плюралистического
представительства общественных сил (гражданского общества), участвующих
в деятельности по поощрению и защите прав человека, в частности путем использования
полномочий, позволяющих установить эффективное сотрудничество с представителями,
или посредством участия представителей:
а)
неправительственных организаций, занимающихся вопросами прав человека и
борьбы против расовой дискриминации, профсоюзов, соответствующих общественных
и профессиональных организаций, например ассоциации юристов, врачей, журналистов
и видных ученых;
b)
различных философских и религиозных течений;
с)
университетов и квалифицированных экспертов;
d)
парламента;
е)
правительственных ведомств (в этом случае их представители участвуют в
рассмотрении вопросов лишь в качестве консультантов).
2.
Национальное учреждение должно располагать инфраструктурой, обеспечивающей
бесперебойное осуществление его деятельности, в частности достаточным финансированием.
Цель такого финансирования должна заключаться в том, чтобы предоставить
национальному учреждению возможность иметь свой персонал и свои помещения,
с тем чтобы оно могло быть независимым от правительства и не подлежать
финансовому контролю, который может влиять на его независимость.
3.
Для обеспечения стабильности мандата членов учреждения, без чего не может
быть подлинной независимости, их назначение оформляется официальным актом,
в котором указывается конкретный срок действия мандата. Мандат может возобновляться
при условии обеспечения плюралистического характера состава национального
учреждения.
В
рамках своей деятельности национальное учреждение:
а)
свободно рассматривает любые вопросы, относящиеся к сфере его ведения,
независимо от того, были ли они представлены правительством или приняты
к рассмотрению без обращения к более высокой инстанции, по предложению
его членов или любого заявителя;
b)
заслушивает любое лицо и получает любую информацию и любые документы, необходимые
для оценки ситуаций, относящихся к сфере его ведения;
с)
обращается к общественности непосредственно или через любой печатный орган,
особенно для предания гласности своих мнений и рекомендаций;
d)
проводит заседания на регулярной основе и, в случае необходимости, с участием
всех своих членов после их надлежащего уведомления;
е)
по мере необходимости образует из своих членов рабочие группы и создает
местные или региональные отделения для содействия в осуществлении его функций;
f)
проводит консультации с другими судебными и несудебными органами, занимающимися
поощрением и защитой прав человека (в частности, омбудсменами, арбитрами
или другими аналогичными органами);
g)
учитывая ту основополагающую роль, которую играют неправительственные организации
в расширении деятельности национальных учреждений, развивает связи с неправительственными
организациями, занимающимися поощрением и защитой прав человека, социальным
и экономическим развитием, борьбой против расизма, защитой особо уязвимых
групп (в частности детей, трудящихся-мигрантов, беженцев, лиц с физическими
и умственными недостатками) или другими специальными вопросами.
Дополнительные
принципы, касающиеся статуса комиссий, обладающих квазисудебными полномочиями
Национальное
учреждение может быть уполномочено заслушивать и рассматривать жалобы и
заявления, касающиеся положения отдельных лиц. Материалы могут передаваться
ему отдельными лицами, их представителями, третьими сторонами, неправительственными
организациями, ассоциациями профсоюзов или любыми другими представительными
организациями. В этом случае без ущерба для вышеизложенных принципов, касающихся
других полномочий комиссий, возложенные на них функции могут основываться
на следующих принципах:
а)
достижение полюбовного урегулирования путем примирения или, в установленных
законом пределах, путем вынесения обязательных решений, или, в случае необходимости,
на основе конфиденциальности;
b)
уведомление стороны, представившей заявление, о ее правах, в частности
об имеющихся в ее распоряжении средствах правовой защиты, и содействие
получению доступа к ним;
с)
заслушивание любых жалоб или заявлений или направление их любому другому
компетентному органу в пределах, установленных законом;
d)
представление рекомендаций компетентным органам, в частности, путем предложения
поправок или изменений к законам, правилам и административной практике,
особенно если они являются причиной трудностей, с которыми столкнулись
лица, представившие заявления, в целях отстаивания их прав.