МОНИТОРИНГ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (НОТТИНГЕМ)

(«Мониторинг насилия, поддерживаемого государством, в Африке» Ст.19, Лондон и Иоханнесбург; Организация гражданских свобод, Лагос; Кенийская комиссия по правам человека, Найроби; Сеть независимых наблюдателей, Дурбан)

 

1.2. КАЧЕСТВА И НАВЫКИ ХОРОШЕГО НАБЛЮДАТЕЛЯ

Качества хорошего наблюдателя включают:

Объективность: рассматривать вещи такими, какие они есть и не судить о них согласно своим собственным личным взглядам или предположениям

• Беспристрастность: не торопиться с принятием той или иной стороны, особенно в конфликтной ситуации (необходимость этого качества зависит от ситуации;

например, при проведении выборов могут присутствовать наблюдатели от политических партий, которые могут быть пристрастными, но они будут связаны своего рода кодексом поведения, принятыми для наблюдателей).

• Независимость: не иметь близких связей с соперничающими или конфликтующими группами (потребность в этом качестве также зависит от ситуации: иногда невозможно и может быть неразумно, привлекать «аутсайдеров» (людей со стороны), которые не знают местных условий).                               

• Терпение: иметь желание работать в трудных обстоятельствах и уметь успешно преодолевать препятствия

• Обязательность: быть преданным деятельности по защите и укреплению прав А          человека, и работе наблюдателя

• Смелость/мужество: быть готовым выполнять свои обязанности наблюдателя в опасных конфликтных ситуациях

• Умение общаться; уметь находить информацию и всегда быть готовым внимательно слушать                                                  

Аккуратность/точность: быть наблюдательным и замечать малейшие детали, и одновременно быть уверенным в информации, которую получаете

• Честность: быть правдивым в информации, которую собираете и передаете

• Проницательность: уметь анализировать, связывать различные события и определять тенденции/направления                                              

• Социальная и политическая осведомленность: знать такие вещи как местные традиции и обычаи, а также иметь представление о политических структурах и состояниях напряженности

• Невозмутимость/дипломатичность: быть спокойным, когда на вас оказывают давление, и быть вежливым со всеми

• Чувствительность/умение сопереживать: уметь реагировать на события с А          сочувствием/пониманием, не компрометируя себя или свою организацию

• Уверенность: быть в состоянии отстоять себя или свою роль при необходимости

• Гибкость: уметь импровизировать и проявлять инициативу, когда необходимо

Навыки хорошего наблюдателя

 

Навыки и умения, перечисленные ниже, помогут вам стать квалифицированным наблюдателем;

• Умение наблюдать/вести записи: уметь наблюдать за событием в течение продолжительного времени, зная, на что обращать внимание, и делая записи относительно важных вещей

• Умение выбирать место/позицию: уметь занимать хорошую позицию, где вы сможете за всем наблюдать, не препятствуя кому-либо или не принимая чью-либо сторону                                         

• Умение слушать: концентрировать внимание на всем, о чем говорится

• Умение задавать вопросы/брать интервью: задавать правильные вопросы и получать нужную информацию.

• Знание языка: умение понимать официальные языки страны или территории, где вы работаете

• Личное взаимодействие: умение обращаться к людям, и при необходимости, вести с ними переговоры в напряженных ситуациях

• Косвенные навыки взаимодействия: иметь представления о таких навыках как:

умение быть посредником, умение наводить порядок (управлять толпой), умение оказать первую помощь, и, если вас попросят, умение оказать помощь в чем-либо другом (что не входит в ваши обязанности наблюдателя)

• Получение показаний: умение подробно описать то, что произошло (Об этом более подробно будет говориться в Главе 2)

• Сбор доказательств: умение собирать доказательства и отслеживать информацию, которая поможет доказать достоверность ваших заявлений, например, медицинские свидетельства, личные бумаги, свидетельские показания

• Написание отчета: умение написать подробный отчет о том, что произошло

• Другие навыки работы с документами: умение фотографировать, снимать видеокамерой, рисовать, печатать и работать с компьютером с тем, чтобы сохранить информацию и проводить исследования

• Достаточные знания/информация: знание законов, относящихся  к событию, которое вы изучаете, а также знание прав каждого перед законом; знание окружающей среды, названия улиц, расстояния до полицейских участков, больниц и их месторасположения, знание мест, куда можно направлять/адресовать людей для получения юридической и другой помощи

• Стратегия/оценка: умение определить, представлять, и при необходимости, изменять вашу роль в зависимости от обстоятельств, например, знать, когда вмешиваться и не вмешиваться

• Сетевая работа: умение успешно работать с другими организациями и направлять к ним людей

Помните, что вы разовьете большую часть этих навыков, опираясь на опыт. Специальные учебные семинары дадут вам хорошее представление об этих навыках, но еще больше знаний вы получите, применяя их на практике и анализируя собственные ошибки. Человеку свойственно ошибаться и вы многому научитесь у опытного наблюдателя, работая при случае вместе с ним до тех пор, пока вы не почувствуете себя достаточно компетентным для проявления большей инициативы самостоятельно.

1.3. ПОДГОТОВКА К МОНИТОРИНГУ

 

Прежде чем вы займетесь мониторингом, вам важно подготовиться. Следующий контрольный список может быть полезным:

1. Знания

• Какие права у населения, например, как у участников демонстрации, избирателей, или как у простых граждан согласно закону?       

• Какие права у вас как наблюдателя, например, когда вас допрашивает полиция, должностные лица военных или правительственных органов, или в случае, когда вам необходим доступ в полицейский участок, в тюрьму, на военные базы, в правительственные здания, милитаризованные зоны или на "закрытые" правительственные "территории"?

• Какие существуют процедуры для подачи жалоб, выдвижения обвинений или подачи петиции властям?

• Где находится ближайший полицейский участок и как имя его начальника?

• Какова история события или инцидента, например, существует ли история конфликта на территории, между группами, организациями или фракциями?

• Как выглядит территория? Достаньте карту или, если она не доступна, нарисуйте ее, отмечая названия улиц, наземные ориентиры, т.д.

• Как называются организации на территории, и кто является контактными лицами? Сюда относятся и религиозные учреждения.

• Какие названия, адреса и телефоны у служб и ресурсных центров, к которым вы можете обратиться за помощью или для проведения дальнейших действий, таких как, больницы, сотрудники социальные службы, юристы, газеты?

2. Снаряжение/аппаратура

• Ручка и запасная ручка для ведения записей

• Карандаш и ластик для составления карт, рисунков телесных повреждений, т.д.

• Записная книжка или блокнот для записей

• Ключевые списки и лист описания инцидента (см. конец этой главы)

• Брошюры с описанием прав

• Копии важных законов/процедур

• Контактные телефоны юристов, врачей, полиции, организаций, т.д.

• Удостоверение личности                      

• Деньги

• Медикаменты, например, обезболивающие средства, бинты, дезинфекционные средства, т.д.

• Фотоаппарат и пленки, видеокамера (если есть)

• Напитки и еда

• Бинокль (если есть)

3. Одежда

• Нарукавная повязка или удостоверение, подтверждающее, что вы являетесь наблюдателем                                        

• Крепкая, удобная обувь

• Теплая, свободная одежда

• Дождевик

• Носовой платок или шарф (для использования в случае применения слезоточивого газа)

• Никаках бэджей активиста, маек, шарфов, т.п.,

• Защитная одежда при необходимости

4. Планирование и работа в группе

• Брифинги, например, по выработке стратегии и для ответов на вопросы наблюдателей

• Ролевые игры по поведению в сложных ситуациях, например, при противостоянии полиции, военным или политическим группам

• Создание системы связи/коммуникационной сети для вашей организации, например, координатор, места встречи, курьерская служба 

• Подбор людей для оказания помощи или для выполнения последующих действий

• Разделение по парам для совместной работы

• Обсуждение и разработка кодекса поведения наблюдателей (пример можно найти в конце этой главы)

1.4. ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА

Здесь предлагается перечень действий после проведения мониторинга общественных событий и инцидентов:

• Представьте устный отчет вашему координатору или организации

• Передайте заполненные листы описания инцидента вашему координатору или организации

• Убедитесь, что ваши заявления четко выражены и легко читаются, и затем передайте их вашему координатору/организации/юристу (не забудьте указать дату, поставить подпись и указать контактный номер)

• Проявите фотографии и передайте любые другие доказательства, например, медицинские справки, пленки вашему координатору, организации или юристу (не забудьте поставить карандашом дату на обороте ваших снимков и написать, где они были сделаны)

• Напишите письменный отчет как можно скорее и передайте его   вашему координатору/организации

·         Выполните необходимые действия, например:

Оповестите/предупредите любые местные организации, которые могут оказать помощь;

Пойдите в полицейский участок;

Пойдите в клинику/больницы;

Найдите свидетелей   

Обратитесь в полицейские/военные/правительственные ведомства, отправив

письма по почте, факсу или позвонив по телефону

• Координируйте работу с другими организациями или структурами, например, с другими политическими партиями, местными сообществами, другими группами, ведущими мониторинг

• Поддерживайте контакт и работайте с прессой, например:

передайте информацию; напишите заявление для прессы; организуйте пресс-конференцию;

дайте интервью/организуйте интервью

• Проведите заседание после мониторинга, это даст шанс всем наблюдателям обсудить то. что произошло, например:    поделиться информацией; оценить, как прошел мониторинг, и спланировать будущий;    проконсультировать наблюдателей или организовать консультации для наблюдателей, побывавших в травматичной ситуации.

Когда вы закончили писать показания, поставьте дату, когда вы сняли показания. Затем объясните человеку, дававшему показания, какими могут быть дальнейшие действия, и спросите его, что он намеревается сделать.

 2.4.ТЕХНИКА ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ

Интервьюирование является  наиболее распространенным  методом  собирания информации, поэтому важно, чтобы лица, занимающиеся установлением и оценкой фактов, развивали навыки проведения интервью. В то время как интервью в каждой ситуации будет разным, стандартная техника интервьюирования может применяться для собирания максимального объема информации, для уточнения положений, которые могут быть не определены или запутаны, и для проверки аккуратности/точности собранных показаний. Интервью требуют планирования и подготовки. Плохо проведенное интервью повлияет на качество собранных данных, в дополнение к отчуждению потерпевших и свидетелей.

Советы по проведению интервью

Полезно рассматривать интервью как трехступенчатый процесс и соответственно его планировать. Обычные стадии в интервьюировании:

• Подготовка к интервью

• Проведение интервью

• Действия после интервью

• Подготовка к интервью

Обеспечьте, чтобы место, условия и время были удобными для проведения интервью. Создайте атмосферу, при которой человек, у которого берут интервью, чувствовал бы себя комфортно и в безопасности. Хорошо познакомьтесь с делом и с интервьюируемым лицом, но не делайте выводов заранее.

 Всегда предпочтительнее брать интервью у отдельных лиц, чем у группы, и необходимо сделать всё, чтобы вести беседу со свидетелем наедине. Убедитесь, что вы понимаете, положения закона, которые вам будут необходимы для проведения интервью.

Если подробные вопросы не подготовлены, лицо, устанавливающее и оценивающее факты, может использовать контрольный список, состоящий из вопросов: Как? Где? Когда? Кто? Что? Почему?

• Интервью

Обеспечьте  необходимые  документы  для  представления  и  идентификации, подтверждающие вашу принадлежность к организации. Четко объясните цели интервью и последствия предоставления информации, если они есть. Получите разрешение интервьюируемого, если вы собираетесь использовать его имя в любом отчете, который вы намереваетесь написать. Также объясните, как будет использована информация.

Установите доверительные отношения и взаимопонимание с интервьюируемым, проявите уважение и надлежащую вежливость. Не ведите себя как судья. Имейте в виду, что ответная реакция интервьюируемого основывается на его/её опыте; поэтому не рассчитывайте на предсказуемую реакцию со стороны интервьюируемого.

Должен существовать соответствующий баланс между проявлением чувствительности в зависимости от эмоционального состояния интервьюируемого и получением основной необходимой информации. Помните, что интервью берутся не просто из любопытства, но с важной целью установления фактов.

Беря интервью, ведите записи на бумаге или на пленке. Иногда это может запугать свидетеля, поэтому попросите разрешение на ведение записей и объясните, почему вам это необходимо делать. При некоторых обстоятельствах лицо, устанавливающее и оценивающее факты, не может делать записи; в этом случае он/она должен установить правило,   всегда находить время для того, чтобы записать основные положения разговора(ов) сразу же после интервью.           °

Научитесь искусству быть хорошим слушателем. Избегайте доминирования в интервью. Будьте   внимательными в бессловесном общении; наблюдайте манеру поведения интервьюируемого. Делайте паузы.

Пусть свидетель рассказывает его/её историю по-своему; но убедитесь, что повествование полностью не уходит из рук. Попросите потерпевшего вести рассказ в хронологическом порядке, это поможет ему/ей выстроить историю и уменьшит возможность    запутывания    интервьюера    перечислением    многочисленных деталей/подробностей.

Не ссылайтесь или не используйте имена других свидетелей, не просите интервьюируемого опровергать или поддерживать мнения других свидетелей. Конфиденциальность каждого интервьюируемого должна уважаться.

Избегайте наводящих вопросов, которые уже предлагают ответ свидетелю.

Пример:

Задайте вопрос, " Как с вами обращалась тюремная стража? ", вместо вопроса "Вас пытали? ". В некоторых ситуациях свидетель из уважения к интервьюеру может всегда соглашаться с ним и на все вопросы отвечать "да". Поэтому рекомендуется ограничить число вопросов с ответами "да" или "нет" до минимума.

Не обещайте вознаграждений или результатов. Не создавайте ложных надежд. Объясните, что его/её показания помогут другим таким же жертвам. Не создавайте впечатления, что успех в процессе установления и оценки фактов зависит от показаний интервьюируемого; объясните, что вы возьмете интервью у нескольких людей и несколько свидетельских показаний будут использованы для иллюстрации проблемы. Объясните возможные последующие действия, которые будут предприняты в связи с проблемой.

Когда свидетель указывает на село или место, спросите на каком расстоянии (сколько минут ходьбы, сколько километров, т.д.) от города оно находится, и не предполагайте, что позднее можно будет найти село/место на карте.

Обращайтесь за помощью к интервьюируемому для определения версий или других свидетелей или источников информации. Узнайте, как можно будет связаться с интервьюируемым снова при необходимости.

Не забывайте записывать основную информацию, касающуюся самого интервью, такую как: время и дата интервью; место интервью; продолжительность интервью; имя и другие основные  сведения,  идентифицирующие  свидетеля,  включая  возраст,  пол, национальность, религиозную, политическую или другую принадлежность; имя переводчика; перевод, с какого и на какой язык; и как осуществлялась связь со свидетелем (через другого свидетеля, местный орган по защите, т.д.). Количество взятых интервью.

• Действия после интервью

Наблюдатель должен прочитать записи в спокойном месте, чтобы проверить, все ли положения были записаны. Составьте список других свидетелей, предложенных интервьюируемым. Если свидетель ссылался на документы и другие опубликованные материалы, запишите отдельно те из них, которые вам необходимо будет получить до того, как вы покиньте место расследования. Если в установлении и оценке фактов принимали участие несколько человек, и каждый из них проводил интервью независимо, им необходимо провести предварительную перекрестную сверку записей-

Если свидетель в течение интервью ссылается на место или объект, ищите это место или объект для подкрепления доказательств. Если возможно, подготовьте карты или наброски и напечатайте ваши заметки.

Элементы интервьюирования

                

    Вопросы

Если возможно, подготовьте лист с вопросами, который использовался ранее, и подходит к данному случаю нарушения. Написание такого листа, даже если он никогда не будет использован, поможет уточнить элементы нарушения, и гарантирует получение важной информации от интервьюируемого.

Надо  тщательно выбирать слова. Избегайте эмоционально    окрашенных слов. Используйте обычный разговорный язык и избегайте жаргона. Старайтесь пользоваться языком, который будет легко понятен. Избегайте быстрого и хаотичного задавания вопросов. Медленный темп при опросе более продуктивен, чем залп вопросов. Интервьюер не должен вести себя как обвинитель. Не выражайте мнений во время интервьюирования. Некоторые люди, которых интервьюируют, могут заключить, что слишком много вопросов задаётся потому, что интервьюер им не верит. Если такое случается, необходимо объяснить, что такие уточнения необходимы для составления полного отчета.

Сохраняйте анонимность источника во время использования показаний одного свидетеля при перекрестном опросе другого свидетеля.

Некоторые свидетели могут сделать вывод, что слишком большое число вопросов задается потому, что интервьюер им не верит. В этом случае необходимо объяснить, что такие уточнения необходимы для подготовки заслуживающего доверия и полного отчета. Учитывайте местные диалекты и культуру речи.

Пример:

Преувеличение может быть характерной особенностью на данной территории, и заявление что «умерли тысячи» может быть неточным, хотя общие показания могут отражать правду. Важно не позволять одной части показаний автоматически негативно влиять на другую часть показаний, не относящейся к первой.

    Язык

Где возможно, интервью должно вестись на языке, который предпочтительнее для интервьюируемого лица. Если это не возможно, обеспечьте присутствие переводчика при необходимости. Переводчик должен быть нейтральным лицом и представлять собой лишь средство общения. Важно побеседовать с переводчиком заранее, прояснить его/её роль и объяснить цель интервью. Согласуйте с переводчиком, должен ли быть перевод последовательным или синхронным. Оба способа имеют свои преимущества и недостатки.

Иногда переводчик может вмешаться и начать задавать вопросы, которые его/её интересуют, или же они могут начать спорить с интервьюируемым. В таких ситуациях, вам необходимо вмешаться и попросить продолжить перевод, а не спор. Переводчики не должны давать свои собственные объяснения лицу, устанавливающему факты, или потерпевшему. В то время, когда ведется устное общение с переводчиком, поддерживайте с интервьюируемьм общение при помощи глаз и следите за его движениями. Следите за тем, что вы говорите переводчику в присутствии свидетеля. Нет гарантий того, что интервьюируемый не понимает, что было сказано переводчику.

• Оборудование

Не существует ни одного правила в отношении использования оборудования, такого как магнитофон, фотоаппарат и видеокамеры. В зависимости от места поездки, команда лиц, устанавливающих и оценивающих факты, должна принять решение, какое оборудование будет использоваться во время поездки. Тем не менее, если команда решит использовать дорогостоящее сложное оборудование, они должны предусмотреть трудности, которые могут возникнуть, и подготовить план на случай непредвиденных обстоятельств, для разрешения таких трудностей. От свидетелей должно быть получено согласие на использование оборудования, такого как магнитофон, фотоаппарат или видеокамера, для записи показаний.

Если во время интервью используется магнитофон, не полагайтесь полностью только на него, - делайте также записи. Использование магнитофона может повлечь больший риск, чем ведение записей. Расшифровывание записей также может представлять значительную трудность.

Если используется кино- или фото- съемка, указывайте время, место и обстоятельства, шкалу, работающие часы.

 

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ

 Интервьюирование потерпевших

Жертвы нарушений прав человека обычно являют собой лучший источник информации, но при этом необходимо учитывать, что они могут находиться в травмированном состоянии из-за того, что с ними произошло, и могут быть не в состоянии предоставлять информацию. Если они соглашаются на интервьюирование, интервьюеры должны быть осторожны, дабы не усугублять их боль. Из-за того, что жертвы страдают, они могут также путать факты; не отвергайте того, что им приходится говорить и будьте терпеливы.

Жертвы, особенно жертвы пыток или произвольного содержания под стражей, могут всё ещё быть лишены властями свободы. Получение доступа к ним может быть затруднено. Даже если разрешение получено, жертвы могут быть слишком напуганы чтобы говорить о чем-либо, поэтому их не надо слишком сильно принуждать. Установите доверительные отношения с ними, с тем, чтобы после их освобождения из-под стражи привлечь к сотрудничеству.

Интервьюирование властей и подозреваемых преступников

Иногда при посещении группой лиц, устанавливающих факты, мест событий, бывает необходимо встретиться с представителями правительства до интервьюирования других лиц. В любом случае необходимо брать интервью у чиновников в конце поездки с целью получения пояснений по поводу заявлений, сделанных разными свидетелями во время поездки.

Временами, сотрудники могут иметь доступ к официальному представителю (правительства или вооруженной оппозиционной группы). Оставайтесь вежливыми, даже если версия официального представителя о предмете расследования звучит неправдоподобно, и указывайте на противоречия без конфронтации. Слушайте непредвзято для того, чтобы получить доказательства за и против якобы имевшего место нарушения.

Когда возможно, правозащитные организации могут использовать официальные расследования или запросы, сделанные правительством, для подтверждения своих выводов и также собирать больше информации, используя такие расследования,

Интервьюирование властей или известных преступников требует такта, планирования и подготовки. Одним из методов моральной самоподготовки к таким интервью является проигрывание возможного сценария и постановки ролевого исполнения интервью.

Интервьюирование женщин - жертв насилия

Важно иметь в виду условия, при которых женщины лишаются прав и их права нарушаются. В частности, отрицание прав женщин и угнетение женщин имеют глубокие корни и связаны с социально-экономическими и политическими факторами. Поэтому, сотрудники, в частности мужчины, должны иметь представление о дискриминационных оценках и образах поведения, которые существуют в обществе, и должны избегать стереотипного подхода к женщинам - жертвам насилия.

Из-за общественного позора, сопровождающего изнасилование и другие формы насилия, женщину - жертву такого насилия всегда нужно спрашивать, хочет ли она дать интервью. До получения её согласия на дачу показаний необходимо дать ей соответствующие объяснения. Важно чтобы интервью у женщин - жертв изнасилования брали женщины.

Интервьюирование жертв-детей

Получение информации у детей представляет собой постепенный процесс. Обычно не вся необходимая информация может быть получена за один раз. Имейте в виду, что восприятие ребенка очень отличается от восприятия взрослого

человека. Будьте готовы принять взгляд ребенка на мир и не навязывайте ему свой.

Информация может исходить не только от ребенка или даже не из устного общения с ним/ней. Помимо членов семьи, сбор информации включает другие источники, из окружения ребенка и его/её семьи, включая сообщество детей и его школу, другие органы, предоставляющие услуги и наблюдения или соседей.

Интервьюирование беженцев

Во время интервьюирования беженцев будьте внимательны к стрессу тех, кто был переселен. Учтите, что для них нелегко быть вдали от дома без материальной поддержки и, возможно, вдали от семей. Сотрудник должен проявлять сочувствие давящему чувству неопределенности и невозможности управлять своей судьбой.

Определите есть ли риск того, что респонденты могут быть отосланы назад в свою страну из страны, где они нашли убежище, или что они могут быть заключенными в тюрьму или подвергнуться другим нарушениям прав человека.

Узнайте, почему они покинули свою страну. Это поведет к обсуждению подробностей жестокого обращения, которое респонденты могли пережить.

Так как место, где беженцы проживают, важно для планирования и последующей работы, узнайте, находятся ли они в лагере для беженцев. Находится ли лагерь под руководством властей принимающего правительства? Находятся ли они в заключении или на свободе? Бездомны они или живут с семьей/друзьями или в убежище, таком как церковь или храм?

Труднее подтверждать информацию, предоставленную беженцами,  потому что интервьюеры могут не иметь возможности посетить страну их бывшего проживания. Поэтому информация должна быть дважды проверена и, если возможно, должно быть проинтервьюировано большое число беженцев из одного и того же места для принятия независимого решения о том имели ли место нарушения прав человека.

Интервьюирование групп коренного и сельского населения

Образ жизни коренного населения, включая их язык и способы общения, существенно отличается от образа жизни другого населения. Поэтому сотрудники организаций по правам человека, которые сами не принадлежат к коренному населению, должны понимать и уважать эти различия.

Сельское население может иметь отличное представление о времени и часто иметь свой собственный способ записи событий. Будьте внимательны и просите уточнения заявлений, сделанных сельским населением в отношении времени и даты события.

В целом, у бедных и других уязвимых слоев населения может отсутствовать доверие, и они могут неохотно делиться информацией или своими мнениями. В таких случаях можно искать помощь у местных организаций, которые работают на территории с тем, чтобы ободрить свидетелей, которые боятся сообщать информацию.

 

3.6. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДОСТАТОЧНЫМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ?

Прежде чем заняться мониторингом насилия, поддерживаемого государством, правозащитные организации должны определить степень доказанности, которую они хотят получить. Критерий доказанности ведет их к определению количества и качества свидетельств, которые необходимо собрать, для того чтобы сделать определенные выводы.

При сборе фактов правозащитные организации должны определить собрали ли они достаточно доказательств с тем, чтобы прийти к разумно обоснованным выводам. Иначе, установление фактов может стать бесконечным процессом.

Согласно обычным правилам доказательств, принятым в судах, существуют разные требования для подтверждения доказанности различных степеней ответственности. Например, В англо-саксонском уголовном праве, вина обвиняемого должна быть доказана «при отсутствии разумного, обоснованного сомнения» на слушаниях, проходящих перед беспристрастным судом. В большинстве случаев правозащитные организации, возможно, не смогут достигнуть такого уровня, частично потому что они не обладают властью принуждать к даче свидетельских показаний или представлению документов, или назначать наказание за отказ предоставить доказательства. Тем не менее, как бы то ни было, где возможно, правозащитные организации должны стремиться достичь уровня «отсутствия разумного, обоснованного сомнения» в своих расследованиях. Другой степенью доказанности является баланс вероятностей, который применяется в гражданском судопроизводстве (без лишения обвиняемого свободы).

Степень доказанности

Степень доказанности, используемая организациями по правам человека, должна зависеть от деятельности, планируемой после проведения работы по установлению фактов.

Пример:

Для письма с выражением озабоченности, посылаемого властям, может лишь требоваться достоверные вторичные сообщения о нарушениях прав человека. С другой стороны, более подробный отчет, предназначенный для публикации, потребует более существенных доказательств по нарушениям.

Если правительство обычно оспаривает каждый факт доклада о соблюдении прав человека, степень доказанности должна быть высоком. Полезно привлечь к диалогу правительства и убедить их провезти собственное расследование по установлению фактов и сообщить о результатах своего расследования.       

Степень доказанности, которую надо получить, также может зависеть от того, кто является читателем доклада.

Пример:

Некоторые агентства ООН требуют самой высокой степени доказанности прежде чем предпринять действия по заявлениям о пытке.

Сотрудник может обнаружить отдельные доказательства различной значимости и убедительности, но необходимо проявлять последовательность и соблюдать осторожность в формулировании выводов. В докладе должен быть указан критерий доказанности, применяемый сотрудником.

Сотрудник должен сообщить в отчете насколько тверд уровень доказательств в общем смысле. В большом числе отчетов можно включать инциденты, которые были установлены не на все 100 процентов, если степень вероятности произошедшего сообщается.

Пример:

Если нет достаточных доказательств для «определенного заключения», дело все же может быть представлено как «вполне вероятное» «возможное», «свидетели показали, что» или с другими объяснениями такого же типа.

Когда правозащитные организации готовят отчеты о внезапных кризисных ситуациях, в которых у них не было достаточно времени для проверки всех фактов для написания исчерпывающего отчета, идея использовать меньший, чем минимально допустимый уровень доказанности для подачи заявления о ситуации является неудачной. Отчеты (срочные бюллетени), сделанные в таких ситуациях должны быть написаны с оговоркой для того, чтобы если была допущена ошибка, организация не была с ней связана навсегда.

Пример:

' Определяющие слова «свидетели говорят, что» и «мы не в состоянии проверить в

настоящий момент» могут использоваться при написании отчетов в таких ситуациях.

Должна быть некоторая согласованность в уровне доказанности, принятом от отчета к

отчету, если нет достаточной причины для его изменения.

Пример:                                                            

Если определенная форма наказания описана как пытка в одном отчете, это положение не должно быть изменено без объяснения причин в последующих отчетах.

Было несколько попыток категоризировать по уровни доказанности.

Пример:

Комиссия ООН по Достоверности в Эль-Сальвадоре имела три уровня доказанности. Первый был «подавляющее   доказанность», что значит высоко убедительное доказательство. Второй уровень «существенная доказанность», которая являлась веским доказательством в поддержку  сделанного заключения.  Наконец, "достаточная доказанность» представляла собой доказательство большее в поддержку чем в опровержение сделанного заключения. Комиссия также работала на основе того, что источник или свидетель, сам по себе, не достаточен для установления правды по любому важному факту.

Необходимо заметить, что для организаций по правам человека принятие таких правил может препятствовать принятию заключений в случаях, когда у них есть некоторые доказательства уверенности в том, что нарушения прав человека имеют место, но их не достаточно для подтверждения нарушений.

 

Признания факта в ущерб собственным интересам

Наиболее часто, правительства имеют тенденцию полностью отрицать выводы, сделанные организациями по правам человека, в отношении нарушений прав человека. Тем не менее, постоянно публикуя заслуживающие доверия отчеты, эти организации очень часто добиваются успеха, заставляя правительства, по крайней мере косвенно, признавать установленные факты.

Пример:

Организация по правам человека может опубликовать отчет о многочисленных случаях исчезновений, и правительство может отреагировать, признавая, что только некоторые из случаев имели место.

Организация может воспринять признания правительства в ущерб собственным интересам как то, что. по крайней мере, минимальное число случаев исчезновения имело место.

При всякой возможности, официальные лица правительства должны быть проинтервьюированы и такие интервью могут предоставить информацию и дать улики полезные для расследования. В случаях, когда правительство отказывается встретиться с организациями по правам человека или не отвечает, несмотря на опубликование достоверных отчетов последними, это молчание не может автоматически быть истолковано как признание вины. Тем не менее, отказ правительства встретиться с группами по защите прав человека может быть рассмотрен как указание на отсутствие обязательств в отношении прав человека. Тот факт, что правительству была дана возможность представить свою позицию лицам, устанавливающим факты, может быть использована для демонстрации того, что предпринятое расследование по установлению фактов было обоснованным.

Бремя доказывания

Когда организация по правам человека вскрывает имевшие место нарушения прав человека, обязанность правительства - показать, что этого не происходило, или что представители правительства не отвечают за такие нарушения. Это бремя доказывания лежит на правительстве.

Бремя (или долг) доказывания является другим путем утверждения, чья очередь предпринимать дальнейшие действия по доказыванию, должна ли это делать организация, устанавливающая факты, или правительство. Очевидно, что правозащитные организации всегда хотят, чтобы это делало правительство. Но они должны представить, во-первых, достаточные доказательства для перекладывания бремени на правительство для объяснения своих действий. Главной целью расследований организаций по правам человека является установление истины или возможность подойти как можно ближе к ее обнаружению, и представить её таким образом, чтобы переложить бремя доказывания на правительство, чтобы обязать правительство отвечать и предпринимать действия в отношении этого. При каждом шаге доказательства должны быть достаточными для того, чтобы переложить бремя обратно на правительство. Понятие «достаточности» варьируется .

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz