ФУНКЦИИ ЛИДЕРА В ГРУППЕ
(трениг-центр «Голубка)
1.
Функции, направленные на решение задач
Функция |
Цель |
Техника |
Инициация |
Дает направление и цель для группы |
Предлагает задачи, цели, определяет проблемы, предлагает процедуры решения |
Запрос информации |
Донести до группы необходимость (потребность) в информации |
Просит дать необходимые, не полагается на мнение, когда нужны факты |
Обеспечение информацией |
Обеспечивает группе информацию, нужную для работы |
Предлагает необходимые факты, не полагается на мнение, когда нужны факты |
Запрос мнений |
Выяснение группового мнения, готовности к консенсусу |
Спрашивает мнение или ощущение о чем либо |
Высказывание мнений |
Обеспечить основу для группового решения |
Высказывание чувств или убеждений, оценка предложений |
Прояснение |
Устранение путаницы |
Определение терминов, интерпретация идей, выявление проблем и альтернативных решений |
Разработка |
Устранить неопределенности, показать последствия планов и позиций |
Даются примеры, объясняются смысл, значение |
Координация |
Привести в соответствие вопросы, которые могут конфликтовать между собой |
Предлагаются способы работы с разными вопросами |
Выработка процедуры |
Упорядочить ведение собрания |
Предлагается повестка дня, порядок обсуждения, регламент и т.п. |
Подведение итогов |
Показать, как идеи соотносятся друг с другом, сведение идей |
Объединение связанных вопросов, указание противоречий, переформулирование предложений, заключения, выводы |
Философ-критик |
Показать, что вопрос не нов, поделиться своим опытом (ответом) |
Обобщение (от частного к общему), критическое исследование предложений и идей (но не людей) |
Функция |
Цель |
Техника |
Вдохновление |
Ободрить, дать мотивацию к продолжению работы |
Быть дружественным и внимательным к другим, признавать заслуги, выражать одобрение |
Выражение чувств |
Привлечь внимание группы к реакции на идеи, предложения, поддержать моральный климат в группе |
Выражать свои чувства и замечать чувства и мнения других |
Разрадка напряжения |
Снизить напряжение, позволить группе выразить чувства |
Шутки, клоунада, отвлечение внимания, перерывы |
Поддержание общения |
Поддерживать каналы общения открытыми для передачи важной информации как о чувствах, так и предложениях, идеях |
Вовлечение в процесс обсуждения молчаливых, предлагать процедуру для дискуссии |
Установление групповых стандартов, норм |
Помочь группе осознать направление движения и прогресс в этом направлении. |
Выражать озабоченность, предлагать нормы и стандарты качества и т.п. |
Слушание и слежение |
Обеспечивать стимулирующую, заинтересованную аудиторию для других |
Принимать идеи других как важный вклад, не судить, идти с группой |
Интерпретация |
Объяснить то, что уже было кем-то сказано |
Перефразирование того, что было сказано другим выступающим |
Управление конфликтами и их разрешение |
Поддержание сплоченности группы, создание безопасной атмосферы для работы, примирение несогласия, снижение напряжения |
Генерировать и предлагать взаимовыгодные решения, учитывающие истинные потребности каждого, использовать различия как ресурс для достижения целей, пытаться достигать компромисса |
Функция |
Цель |
Техника |
Оценка |
Помогать группе помнить о конечной цели, обеспечить чувство продвижения вперед |
Измерять достижения в сравнении с поставленной целью, отмечать прогресс и препятствия |