Подход к построению
образовательных программ
(С. Иванова)
1.
Образовательная
программа – это всегда составная часть какого-либо проекта, который
представляет собой «замкнутое целое всех наших действий»
2.
Проект должен привести к
каким-либо изменениям: прежде всего в тех, на кого он направлен, а через них к
изменениям внешней среды.
3.
Чтобы сконструировать
проект, необходимо выделить конкретные проблемы. Лучше, если они небольшие по
объему. Большие проблемы чаще всего не имеют однозначного решения. Меньшие
проблемы решаемы, а значит и вероятность успешности проекта выше.
4.
Для построения
образовательной программы на конкретной территории необходимо понять, где и
кому именно нужны наши знания (потребности)
5.
Следующий этап - определение конкретных институтов, для
представителей которых мы хотим организовать проект (общественные приёмные,
актив правозащитных организаций, журналисты и т. п.)
6.
Определение «языка
семинара», стиля коммуникаций.
7.
Обязательно необходима
предварительная ориентация в возможных запросах и интересах аудитории.
8.
Следующий этап –
определение конкретных инструментов, которые мы хотим использовать в рамках
образовательной программы (семинары, деловая игра и т. п.)
9.
Определение «модулей
занятий», содержательных блоков, как бы вытекающих один из другого.
10.
Определение
тренерско-преподавательского состава. При этом необходимо учесть, что тренеры \
преподаватели не должны повторять друг друга, между ними должна существовать
как бы « преёмственность» (это касается и тем, и форм).
11.
Важный момент - подготовка таблиц, диаграмм, наглядного и
раздаточного пособия.
12.
Приглашение для участия
в образовательной программе должна выглядеть так, чтобы потенциальным
участником было понятно, куда и зачем
они пойдут.
13.
Определение способов
подбора участников программы:
·
Участникам программы
проблемы и язык должны быть понятны;
·
У тех, кто примет
участие в программе не должно быть проблем в связи с участием в нём;
·
Люди должны знать, что
они получат в результате участия – только знания, опыт и ещё диплом, сертификат
и т. п.;
·
Участие в программе было
добровольным!
14.
Подготовка базы для
реализации образовательного проекта: подбор помещения, подготовка оргтехники,
аудио и видеотехники, флипчарты, канцтовары, «пакеты участника» и пр.
15.
Для успешной
деятельности важно распределить ответственность среди коллег.
16.
Желательно заранее
определить (и подготовить) способы эвальвации (оценки) образовательной
программы.