Формы и приёмы работы общественной организации

со средствами массовой информации:

 

1. Чтобы выход на Рязанские СМИ был наиболее эффективным, в течение определенного времени мы составили медиа-карту СМИ.  В нее включили те СМИ, с которыми мы могли бы и хотели бы работать Средств массовой информации, с которыми мы категорически не хотели бы работать, почти нет. Исключения составляют издания националистического или профашистского толка.

 

Для оценки СМИ мы выделили:

 

тираж (реальный тираж издания!);

портрет аудитории (состав читателей, зрителей, слушателей), её тезаурус;

популярность, спрос;

периодичность СМИ; оперативность СМИ;

жанровую и тематическую направленность;

внутреннюю структуру СМИ (главный редактор, ответственный секретарь, отделы, адрес, телефон, координаты конкретных сотрудников…);

заинтересованность правозащитной тематикой.

 

2. Работа с СМИ – это всегда работа с конкретными людьми. Этот аспект деятельности, мы убеждены, очень важен. Стараемся установить личные контакты с журналистами, познакомиться с ними поближе. Настроены на то, чтобы отношения были, как минимум, корректные. А лучше – доброжелательно-деловые. (Все журналисты – люди разные, со своими личностными особенностями. Впрочем, так же, как и мы…)

 

Какие способы контактов с СМИ мы используем? В общем-то, самые «классические»:

 

Пресс-релиз (событийный, информационный и «базовый» - чаще всего). Надо отметить, что пресс-релизы у нас стали получаться не сразу, пришлось «учиться» основным правилам. Начиная с того, что пресс-релиз пишется на фирменном бланке, что вся самая важная информация должна уложиться в лидер-абзац, и заканчивая специальными знаками «конец» или <…>, принятыми в международных стандартах...  Или тем, что посылку по факсу желательно дублировать телефонным звонком.

 

Телефонные звонки. Самый оперативный источник передачи информации. Таким путём удобно и сообщать последние новости, и комментировать события, и договариваться о встречах. Если же необходимо убедиться, что переданная журналисту информация дошла и будет востребована, не грех позвонить и два-три раза. Один недостаток: журналисты не всегда бывают на месте. Но многие СМИ уже имеют свою электронную почту (e-mail) или пейджеры.

 

Электронная почта. Необходимо подчеркнуть, что самым распространенным для Рязанского «Мемориала» сейчас способом передачи в СМИ информации является именно электронная почта и размещение материалов на наших страницах в Интернет. В письмо, посланное по электронной почте, можно включить фотографии с мероприятий, в качестве приложений – различные пояснительные справки и т.п. Кроме того, электронная почта позволяет нам с минимальными материальными затратами отправить информацию как в редакцию областной газеты, так и в «Вашингтон Пост» или «Жиче Варшавы». У электронной почты, кстати, тоже есть свои хитрые особенности. Например, лучше никогда не посылать электронное письмо в СМИ, указывая в адресной строчке сразу десять адресов. Большинство журналистов «помешаны» на эксклюзив. Поэтому лучше потратить немного времени на отсылку отдельных писем в каждую конкретную редакцию.

 

При помощи размещения информации на страницах в Интернет и рассылки по электронной почте дайджестов и пресс-релизов можно достичь большого эффекта. Так, Рязанский «Мемориал», совместно с Межрегиональной Группой Правозащитная Сеть, ежесуточно размещает дайджесты о нарушениях прав человека в зоне вооруженного конфликта на Северном Кавказе на своем Web-сайте «Война и права человека» (http://www.hro.org/war) и ежедневно рассылает эти дайджесты по электронной почте более чем в 400 адресов. Нашу информацию используют в своих программах такие ведущие СМИ, как «Радио Свобода», «Радио России», «Немецкая Волна», «Би-би-си», телеканалы CNN, НТВ, газеты «Нью-Йорк Таймс», «Бостон Глоб», целый ряд региональных российских средств массовой информации.

 

Подробнее о технологиях работы с электронной почтой и Web-страницами в Интернет читайте в книге С. Смирнова и А. Блинушова «Путеводитель по правам человека в Интернет», Москва, издательство «Права человека», 1999 год.

 

Извещение для прессы - персональные приглашения, которые мы используем для привлечения журналистов к личному участию в каких-либо акциях, мероприятиях, когда, как нам кажется, недостаточно пресс-релиза или обычной телефонной информации с нашей стороны. Тогда, когда необходимо физическое присутствие журналиста.

 

Пресс-конференция. Эту форму мы применяем достаточно редко. Не только потому, что это событие требует очень тщательной предварительной подготовки. Скорее потому, что для проведения пресс-конференции нужен очень серьёзный повод. И если Рязанский «Мемориал» приглашает на пресс-конференцию, журналисты понимают, что для этого есть очень веские основания! Это та форма общения со средствами массовой информации, которой нельзя злоупотреблять, чтобы «не обесценить» вес такого мероприятия.

 

Эксклюзивные интервью (в том числе по телефону) – но для каждого из журналистов, на которых мы выходим, и специфику интересов которых мы знаем, есть «своя тема»…

 

Участие в передачах прямого эфира, интервью в теле- и радио -  студии. Явление в последнее время нечастое для наших региональных теле- и радиоканалов: во-первых, «дорогое» удовольствие (по стоимости эфирного времени), а во-вторых, многие местные редакторы стали опасаться «гнева властей»...  Когда нет возможности выходить в эфир «напрямую», как повод мы стараемся использовать любой «опосредованный способ». Например, сообщение об итогах городского конкурса ученических работ по правам человека; интервью со старшеклассницей, слушателем Школы прав человека, ставшей Лауреатом Российского конкурса «Права человека и будущее России»; рассказ о семинаре, поездке или встрече с интересным человеком и др.

 

«Утечка информации», «продажа темы» - своеобразные уловки, направленные на пробуждение интереса у журналистов к тому или иному вопросу…

 

Специальные мероприятия. Их  в нашей работе немного, так как просто нет времени на подготовку. Но нельзя недооценивать эту форму работы! Это, например, презентация нового издания, юбилей организации, приезд очень известного человека, подведение итогов какого-либо городского конкурса и др.

 

4. Важные моменты из опыта, на которые хотелось бы обратить внимание. Это те «мелочи», без учета которых, работа со средствами массовой информации не может быть целостной:

 

В общении с СМИ важно делать акцент на основной мысли, использовать ключевые фразы.

 

Построение информации лучше осуществлять по принципу перевернутой пирамиды: сначала – самое важное, потом – менее важное, потом – еще менее важное, и так далее.

 

Особое отношение у пресс-службы общественной организации должно быть  к новостям. Обязательна перепроверка,  является ли событие новостью. Значительно ли оно? Не накладывается ли на более значительные события? Эмоционально ли оно? Или может содержит ли элемент интриги, конфликта?  На ту ли аудиторию рассчитана новость?  И  т.п.

 

Полезно просить журналистов давать их материалы о НКО на предварительный просмотр членами организации, то есть, визировать их! А чтобы не отбить у журналистов охоту общаться и в будущем, лучше «визировать» тексты оперативно.

 

Выстраивание отношений с СМИ надо через конкретных людей  представляющих данную газету или программу.

 

Большое значение имеет и Личность правозащитника! Представитель правозащитной организации должен выстраивать свой имидж, обращать внимание на выражение лица, одежду, манеры, жесты, подтексты… и так далее. Он должен быть просто приятен журналисту.

 

Многие зарубежные и отечественные инстанции большое внимание уделяют грамотности оформления бумаг, документов. Однажды нам пришлось осваивать основы компьютерной издательской деятельности, редактирования и макетирования. При наборе текста на компьютере, например, абзац не делают с помощью пробелов. “Парные кавычки” заменяют кавычками—«ёлочками». Общепринятый кегль (для удобства прочтения наших же материалов) – 11—12. При использовании скобки в конце предложения не ставят двух знаков препинания (вот так - не делают!).  В текстах большого объёма используют серифные шрифты, а в небольших – безсерифные… И так далее… Мелочи, конечно. Но, как сказал философ, вся наша жизнь «состоит из мелочей, на которые не стоит обращать внимания».

5. Опыт Рязани – это ещё и работа с «начинающими журналистами». С 1996 года Рязанское региональное отделение «Мемориала» установило тесные контакты с клубом начинающих журналистов «Август». В клубе занимаются старшеклассники (35 – 40 человек). В программе Школы начинающего журналиста:

знакомство с жанрами и приёмами работы в журналистике;

знакомство с законодательной основой работы СМИ;

изучение этики журналиста (а также психологии личности, основ взаимодействия и этикета);

занятия по грамматике, стилистике, фразеологии и т.д.

Обязательной для начинающих журналистов является учеба в Школе прав человека, работающей при поддержке «Мемориала» (курс обучения - 1 год). Полезными бывают встречи с представителями правозащитных организаций. Темы последних встреч с председателем РО «Мемориал» А. Блинушовым - «Война на Балканах», «Чеченский конфликт», например. Одна из тем ежегодного конкурса «Детская пресса Рязани», традиционно – правовая.

Работа с детьми, естественно, не даёт быстрых результатов. Но дети растут. Сегодняшняя работа - это воспитание будущих лидеров в самых различных сферах деятельности. И если те, кто сегодня усвоил азы медиа-образования и правовой культуры, завтра станут грамотными общественными и государственными деятелями – возможно, правозащитным организациям просто нечего будет делать.

 

Hosted by uCoz