ИТОГИ Фокус-группы

ПРАВОСУДИЕ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ-ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ

Вопрос: Насколько реально соблюдение перечисленных ниже основных правил правосудия в отношении несовершеннолетних в настоящее время?

Цели правосудия:

1. Обеспечение благополучия несовершеннолетнего.

2. Обеспечение соизмеримости мер воздействия, применяемых к несовершеннолетнему, с особенностями его личности и обстоятельствами совершенного им правонарушения.

3. Содействие социальной реинтеграции и реабилитации несовершеннолетнего правонарушителя.

Правила уголовного процесса;

1)       Безотлагательное рассмотрение дела специализированным составом суда – в настоящее время выделены судья, прокурор и адвокат, ведущие дела в отношении несовершеннолетних.

НО специализация не всегда соблюдается, специальной подготовки этих специалистов нет, только практика.

НАДО проводить дополнительное обучение по теме психологии детей на семинарах и ввести специализацию в вузах.

2)       Тщательное изучение окружения и условий, в которых живет несовершеннолетний, обстоятельств, при которых было совершено правонарушение – было и раньше, но с появлением социального работника этому моменту уделяется особое внимание.

НО срок судебного процесса не позволяет провести всестороннее исследование, к тому же родители часто не доверяют социальному работнику, так как он работает от суда.

НАДО создавать службу социальных работников, помощников, через СМИ разъяснять сущность ювенальной юстиции и ее направленность.

3)       Заключение под стражу применяется только в исключительных случаях и в течение кратчайшего срока – соблюдается, подростков заключают под стражу только в случае особо тяжких преступлений или если у них нет постоянного места жительства.

4)       Получение правовой помощи в ходе подготовки и осуществления своей защиты (включая доступ к бесплатной правовой помощи) – несовершеннолетние имеют право на бесплатную правовую помощь.

 НО адвокаты неохотно ведут эти дела, судья вынужден искать адвокатов на процесс, созданный в рамках проекта ПРООН «Ювенал» из 7 человек реально не может обеспечить защиту всех несовершеннолетних.

НАДО наладить контакт между судьями, следователями, адвокатами, чтобы несовершеннолетнему была сразу предоставлена помощь адвоката, желательно на этом этапе сразу подключать и социального работника.

5)       Обеспечение в интересах несовершеннолетнего участия в судебном разбирательстве родителей или лиц, их заменяющих – это требование выполняется.

6)       Уважение права несовершеннолетнего на конфиденциальность разбирательства – все судебные заседания закрытые.

7)       Предоставление необходимой помощи на всех этапах судебного разбирательства (в частности, обеспечение жильем, получение образования или профессиональной подготовки, трудоустройство или любая другая помощь, которая может оказаться полезной и практичной в целях содействия процессу перевоспитания) – социальный работник пытается это делать.

НО за короткий срок судебного разбирательства оказать реальную помощь сложно, к тому же трудно проконтролировать выполнение. Например – обеспечение жильем? – Центров для временного проживания нет, с родительским жильем вопрос решаем. Образование – можно вынести частное определение. Трудоустройство – в Центрах занятости только низкооплачиваемые вакансии.

НАДО – создавать систему помощи несовершеннолетним – социальную службу и определить законом статус и полномочия социального работника.

8)       Минимальное использование мер, предусматривающих заключение в исправительное учреждение (крайняя мера в течение минимально необходимого срока) - предпочтительно, в учреждения открытого типа – заключение применяется не часто.

НО учреждений открытого типа нет, закона тоже нет.

НАДО их создавать или переоборудовать часть имеющихся закрытых, внести изменения в законодательство.

9)       Возможность использования дискреционных полномочий на всех этапах судебного разбирательства и на различных уровнях отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

НО нет такого закона

НАДО внести изменения в законодательство

10)    Широкое применение альтернативных заключению в исправительное учреждение мер воздействия (в частности: постановления об опеке, руководстве, надзоре, работе на благо общины; пробация; финансовые наказания, компенсация и реституция; постановления о принятии промежуточных мер, участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях, о передаче на воспитание)

НО такой системы нет

НАДО внести изменения в законодательство

11)    Профессионализм  и  специальная  подготовка всех  лиц,  занимающихся  делами несовершеннолетних.

НАДО ввести специализацию в вузах

Hosted by uCoz